ВАРШАВА, 18 фев - РИА Новости, Анна Чернова. Польские следователи готовы к проведению эксперимента в рамках выяснения обстоятельств авиакатастрофы под Смоленском с помощью второго польского Ту-154, заявил генеральный прокурор Польши Анджей Серемет.
Самолет Ту-154 президента Польши Леха Качиньского разбился под Смоленском 10 апреля 2010 года. На борту находилось 96 человек - 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Среди погибших президент Польши, его супруга и представители руководства страны. Они направлялись в Катынь, чтобы принять участие в траурных мероприятиях.
"Военные прокуроры готовы к проведению эксперимента на самолете Ту-154М бортовой номер 102 с целью регистрации работы оборудования и устройств, а также фиксируемых звуков", - сказал Серемет на пресс-конференции в Варшаве.
В свою очередь, военный следователь Рышард Филипович заявил, что окружная военная прокуратура намерена в ближайшее время провести в Кракове такой же эксперимент с Ту-154. По его словам, комиссия под руководством главы МВД Ежи Миллера будет проводить свой собственный эксперимент, а прокуратура - свой. Таким образом, Филипович не исключил, что будет проведен не один, а несколько экспериментов.
МАК 12 января обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
Материалы технического расследования свидетельствуют, что в кабине пилотов во время посадки находился главком ВВС Польши Анджей Бласик, в крови которого был обнаружен алкоголь. Согласно выводам экспертов, в том числе польских, его присутствие оказывало давление на пилотов и повлияло на их решение посадить самолет в Смоленске, несмотря на предупреждения диспетчеров.
Российская сторона передала Варшаве всю информацию, касающуюся переговоров диспетчеров, а позднее полностью опубликовала их на сайта МАК.
Однако 18 января польская комиссия по расследованию авиакатастрофы под Смоленском заявила, что российские авиадиспетчеры находились под давлением, не проинформировали экипаж польского Ту-154 об уходе с курса. На специальной пресс-конференции замруководителя комиссии Мирослав Гроховский обвинил российских диспетчеров в том, что они совершили много ошибок, в частности якобы не проинформировали экипаж о том, что Ту-154 находился ниже курса, не говорили о плохих погодных условиях и запасных аэродромах. При этом комиссия не уточняет, со стороны кого на диспетчеров оказывалось давление.
Польша готовит свой доклад по авиакатастрофа Ту-154 под Смоленском. Над польским докладом работает комиссия под руководством главы МВД Ежи Миллера.
Ранее Миллер сообщал, что доклад будет готов в середине февраля. Задержка в его подготовке означает, что работа над ним закончится в конце марта или в начале апреля.
Причиной задержки работы комиссии стала неисправность второго самолета Ту-154, с помощью которого Польша хотела провести эксперимент в рамках расследования. Данный Ту-154 - единственный самолет этого типа, который остался в распоряжении 36-го спецполка польской авиации, отвечающего за авиаперевозки высших должностных лиц.
"Этот полет (эксперимент) должен показать в том числе, было ли у экипажа достаточно времени, чтобы прервать процесс снижения", - сказала телеканалу TVN24 пресс-секретарь польского МВД Малгожата Вожняк.