Большой Ближний Восток пустился в политическое плавание, которое, похоже, не планировалось ни в одной из столиц мира. Как и события в Египте, волнения в Ливии отправили цены на нефть за отметку в 100 долларов. Кент Мyрс, признанный эксперт в области нефти и газа, консультирующий правительства и крупнейшие компании, в том числе и российские, предсказывает, что к июлю цена на нефть возрастет до 150 долларов за баррель. Тревожный прогноз, поскольку при такой цене мировая экономика замирает, а спад экономической активности приводит к очередному кризису, который резко снижает цены на энергоносители.
Судя по всему, вслед за Ближним Востоком в "открытое плавание" отправились и цены на нефть. Генеральный директор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев на "круглом столе" журнала "Международная жизнь" высказал уверенность, что "и Россия, и ОПЕК перестали влиять на политику цен на мировом рынке". Какие же факторы на нее сегодня влияют?
На прошлой неделе в Вене у меня состоялась часовая беседа с генеральным секретарем ОПЕК господином аль-Бадри. По его мнению, "нет никаких оснований считать, что рынок испытывает дефицит нефти. ОПЕК располагает резервными мощностями около 6 млн баррелей в день, а текущих запасов нефти хватило бы на покрытие глобального спроса в течение 60 дней. Думаю, в 2011 году сбой в сфере нефтяных цен маловероятен. Нынешний рост цен на нефть полностью обусловлен спекулятивной активностью, но даже в этих условиях уровень цен остается вполне приемлемым".
Такая оценка совпадает с мнением российских экспертов, которые полагают, что "цены на мировом рынке определяют люди, владеющие свободным капиталом". Специалисты Института энергетической стратегии с марта 2010 года предупреждают о неизбежном подъеме цен, обусловленном не ростом экономики, а вливанием свободных капиталов в разные сектора экономики, которые в итоге отразятся на стоимости сырьевых ресурсов. О ближневосточном факторе в то время никто и не думал.
Может показаться странным, но нынешние события в Египте с точки зрения энергетической безопасности не очень беспокоят ОПЕК. "Да, - заявил господин аль-Бадри, - Суэцкий канал представляет собой чрезвычайно важную транспортную артерию, но, если возникнут перебои в поставках, переключиться на несколько более затратный маршрут, пролегающий через океан, не составит особого труда. Кратковременные перебои и незначительные непредвиденные затраты могут возникнуть, но через три-четыре месяца ситуация все равно нормализуется".
И все же спрос на нефть в мире растет, растут и цены на нефть. В этой связи глава Международного энергетического агентства (МЭА) Нобуо Танака заявил, что "ОПЕК должна быть встревожена относительно будущего". Однако, по мнению Кента Мурса, сразу несколько факторов будут стабилизировать цены на нефть в долгосрочной перспективе. Мини-ядерные реакторы способны обеспечить энергией небольшие города и поселки в течение 30, а то и 60 лет без всякой замены, а новые литиевые батареи обещают бум в производстве электромобилей.
Альтернативные источники энергии и стремление некоторых индустриальных стран к самостоятельному обеспечению энергией бросают вызов нефти и газу. Между прочим, именно в масштабной программе производства электромобилей в США и Китае многие видят главный фактор возможного падения спроса на нефть.
Однако все это, по мнению генерального секретаря ОПЕК, не составляет принципиальной конкуренции "черному золоту". "Если вы копнете глубже, то обнаружите множество проблем в производстве новых видов энергии. Предстоит тяжелая работа по внедрению инноваций, подготовке квалифицированных кадров. Альтернативные источники энергии будут расти, но с очень низкого стартового уровня. Что касается электромобилей, то они составляют 1,5% от всего автомобильного рынка. И потом, вы говорите о батареях, откуда взять столько лития?"
Что касается энергетической самодостаточности на региональном уровне, то она, по мнению господина аль-Бадри, в принципе недостижима. "За последние 40 с небольшим лет, - подчеркнул он, - суммарные потребности человечества в энергии выросли с 55 до 228 млн баррелей в день". В США тема преодоления зависимости от импорта топлива постоянно присутствовала в политическом дискурсе со времен президентства Никсона, но реально за это время импорт топлива в США существенно увеличился в объеме.
Впрочем, в одном мнения руководителя ОПЕК и Кента Мурса полностью совпадают. Последний считает, что спрос на энергетическом рынке будет определяться экономическими потребностями Китая: "Китай - это новая 800-фунтовая горилла в комнате. Это барометр глобального спроса". Ему вторит аль-Бадри: "Китай - мировая держава, и я убежден, что он продолжит движение по восходящей траектории. Более того, я убежден, что будущее принадлежит Китаю и в целом развивающимся странам. Подъем Китая - не краткосрочное явление". Однако подобная точка зрения находит своих оппонентов в лице российских экспертов. По мнению Бушуева, "Китай перестанет расти такими темпами, как сейчас, с точки зрения экономики и, следовательно, с точки зрения спроса на энергоресурсы". С ним согласен председатель Совета Союза нефтегазопромышленников Юрий Шафраник, который полагает, что Китай и Индия сохранят динамику своего роста, но не на долгую перспективу.
Некоторые данные действительно говорят о том, что разговоры об "энергетическом голоде" в Китае преувеличены. Энергетика КНР на 70% зависит от угля. Уровень модернизации угольной отрасли впечатляет. Всего за четыре года из эксплуатации был выведен целый ряд устаревших ТЭС, которые в сумме генерировали энергию большую, чем все энергетические мощности Великобритании. В последнее время определился четкий курс Китая на широкое внедрение электромобилей и альтернативных источников энергии.
За рубежом китайские нефтегазовые корпорации приобретают месторождения, от которых отказываются нефтяные фирмы других стран. В результате в 2009 году компании КНР ввезли в страну 92 млн тонн нефти. Все это, по оценке Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН, никак не вписывается в представление о Китае как "пожирателе мировых ресурсов".
В условиях политической нестабильности на Ближнем Востоке, возрастающей роли финансовых спекуляций и экономической нестабильности сотрудничество России и ОПЕК выглядит вполне естественно и даже необходимо, хотя, разумеется, речь не идет о вступлении России в ОПЕК. По словам аль-Бадри, "дверь остается открытой, а подход к теме сотрудничества между Россией и ОПЕК должен быть максимально широким. Россия - крупнейший экспортер нефти, ваша страна располагает важнейшими технологиями и опытом, и обеим сторонам мог бы принести пользу обмен идеями, взглядами по экономическим вопросам… Нашей практикой меморандумы не предусмотрены: мы разрабатываем повестку дня и взаимодействуем с партнерами на ее основе".
Не пора ли России приступить к разработке такой повестки дня, причем не только министерствам и ведомствам, но и нашим крупнейшим нефтяным компаниям?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
P.S. Автор выражает признательность постоянному представителю РФ при международных организациях в Вене А.В. Змеевскому и его коллегам за оказанную помощь в подготовке материала.