Российский союз туриндустрии - это крупнейшее отраслевое объединение туристических фирм, гостиниц, страховых и транспортных компаний. Он представляет интересы более 1,3 тысячи предприятий туриндустрии и состоит из 11 региональных отделений. Одним из крупнейших является северо-западное отделение, офис которого находится в Санкт-Петербурге. О деятельности, успехах и трудностях в его работе корреспондент РИА Новости Алексей Хованов побеседовал с Татьяной Гавриловой, исполнительным директором СЗ РО РСТ.
- Можно задать такой наивный вопрос: а зачем нужен РСТ и что дает членство в союзе? Кстати, сколько у нас в городе всего туристических компаний и сколько из них входит в РСТ?
- Начну с последнего вопроса. С того момента, когда было отменено лицензирование в туризме и любая коммерческая структура получила право заниматься туризмом, официальная статистика по количеству туристических компаний отсутствует. Ориентировочно можно сказать, что в городе примерно 800 туристических фирм. Причем крупных и средних всего около 20%, остальные - это небольшие агентства численностью до 10 человек, которые работают в узком секторе своей специализации или реализуют путевки крупных операторов. Точно могу сказать, сколько туроператоров внесены в Единый федеральный реестр, таких у нас в городе 399. Это касается и принимающих, и отправляющих туроператоров, так как и те, и другие несут финансовую ответственность за свою деятельность. Членами РСТ Северо-Западного регионального округа являются около 120 компаний.
Зачем нужно РСТ? Ответ на этот вопрос появляется, когда возникает какая-нибудь проблема, которую можно решить только сообща или только путем обращения в высшие органы власти или в специализированные управления и т.д. Например, возникла проблема у туристических компаний с парковкой автобусов у Эрмитажа. РСТ активно принимает участие в решении этой проблемы, по поручению турфирм готовит письма и, надо сказать, вопрос со стоянкой был решен. И сейчас при принятии правительством Северной столицы постановления о местах парковки туристского транспорта в городе мнение представителей турбизнеса учитывается.
Другой пример. Подсчет количества туристических автобусов, направляющихся в новогодние праздники в Финляндию, дал нам основание обратиться в таможенную и пограничную службы региона, чтобы предупредить соответствующие органы о предстоящем увеличении количества туристов. Наши предостережения возымели действие. Были выделены дополнительные силы для увеличения пропускной способности погранпунктов (ведь сто и более автобусов в день - это свыше 4 тысяч человек). В новогодние праздники таможня и погранпункты работали в усиленном режиме, а туристы хотя и стояли в очередях на границе, но все же разумное время.
Таким образом, целью РСТ является защита коллективных интересов членов союза, оказание помощи и поддержки туристическим компаниям в сложных ситуациях, работа в области усовершенствования туристского законодательства. В итоге это большая, разносторонняя работа.
- А что конкретно делает ваше отделение РСТ для своих членов? Что для них может стать побудительным мотивом вступить в союз?
- РСТ принимает участие в подготовке и проведении всех основных туристических выставок в городе: это и INWETEX - CIS Travel Market, крупнейшая выставка туристских услуг на северо-западе России, которая объединяет более 450 компаний из почти 40 стран мира; и INTOURFEST, которая в этом году открывается 18 февраля, и другие.
Также мы организуем семинары и социальные мероприятия. Так, например, 4 февраля по инициативе РСТ прошел субботник по уборке снега на территории Петропавловской крепости.
РСТ совместно с городским комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли организовал бесплатные семинары для руководителей мини-отелей Санкт-Петербурга. А это ни много ни мало два семинара по 32 часа каждый, в общей сложности в них приняли участие 40 руководителей.
Члены РСТ, которые не имеют возможности выступать на выставках отдельными стендами, могут представить себя на льготных условиях на объединенном стенде союза. Кроме того, члены союза имеют возможность работать в комиссиях РСТ, тем самым участвуя в выработке и усовершенствовании туристского законодательства. Для членов РСТ организуются семинары и поездки на выставки в другие города России и за рубеж.
Из всех туристических структур наиболее неохваченными остаются компании, работающие на отправку наших земляков на отдых за границу, а также малые гостиницы города и области. Специально для них в последнее время мы провели ряд мероприятий. Во-первых, была организована бесплатная поездка в Финляндию на пароме "Принцесса Мария" с посещением выставки МАТКА 2011 для 33 руководителей малых и средних турфирм. У их директоров была возможность не только ознакомиться с уровнем предоставляемых туристам услуг на пароме, но и целый день проработать на выставке. Во-вторых, для участников рабочей встречи по международному туризму, организованной СЗРО РСТ и Ассоциацией национальных туристских офисов в России, 25 января прошла рекламная поездка в Хельсинки на новом скоростном поезде "Аллегро". Понятно, что в данном случае цель была не прокатиться в столицу Финляндии, а лично познакомиться с услугами, которые предоставляются в пути, прочувствовать на себе, как отличаются вагоны по классности, как происходит проверка документов в пути, порядок прохождения таможни и т.д.
- И каков результат ваших мероприятий?
- Несколько компаний подали заявления о вступлении в союз, то есть они оценили нашу работу и посчитали ее достаточным основанием, чтобы работать сообща. Сумма ежегодного членского взноса невелика, от 15 тысяч рублей и выше, в зависимости от компании, но ведь дело порой не в сумме, а в мотивации: зачем мне это надо, что лично мне дает членство? Такие мероприятия как раз и помогают определиться компаниям, что да, мне это выгодно, я в курсе событий, я могу принимать участие в действительно важных мероприятиях. Кроме того, мы поддерживаем и развивающиеся новые технологии в туризме. Как, например, продукт компании "Радио гид" с ее оборудованием для проведения экскурсий и мероприятий с иностранными участниками.
- А как информационно представлен СЗ РСТ в туристической медиасреде? Я знаю ваш замечательный справочник "Турбарометр СЗФО", а что еще издает РСТ?
- Изданий пока немного. Кроме упомянутого справочника, РСТ СЗ принимает участие в издательском проекте Just Russia, готовим каталог "Туристские ресурсы Санкт-Петербурга", где будут собраны предприятия туристского и околотуристского комплекса (кластерный подход) по 18 смежным видам деятельности, чтобы каждый и специалист, и турист смог получить информацию о турфирмах, музеях, транспортных предприятиях, переводческих услугах и т.д. Есть желание издавать туристический журнал, сейчас работаем над его концепцией, но это все трудозатратные проекты, а коллектив регионального отделения - всего семь человек.
- В разговоре вы упомянули работу РСТ в части законотворческой деятельности, что вы имели в виду?
- Кроме всем известного закона "Об основах туристической деятельности в РФ" есть еще ряд региональных законов и подзаконных актов. В частности, закон "О туристской деятельности в Ленинградской области", законы Санкт-Петербурга о смежных с туризмом видах деятельности, российский закон, касающийся внутренних водных путей, закон о малых и средних предприятиях и т.п. Кроме того, есть и миграционное законодательство, законодательство, касающиеся государственной границы, страхования туристов и др. Все они находятся в поле зрения РСТ. Понятно, что многие законы несовершенны, отсутствуют подзаконные акты, порой законы носят декларативный характер. Такие законы обсуждаются в наших комиссиях, и затем мы свои предложения направляем законодателям.
Например, один из больных вопросов, с которым постоянно приходится сталкиваться - полная и единственная ответственность туроператора по проданному туру. В прессе периодически появляются призывы: в Бразилии наводнение, в Египте переворот - туроператор должен вернуть все деньги клиенту! А если турфирма уже оплатила гостиницы, авиаперелет, экскурсии за границей и обратно денег не получить? Откуда турфирме взять деньги, чтобы рассчитаться с клиентом, если по закону авиакомпания не отвечает перед турфирмой? Фингарантий порой не хватает на всех клиентов. Тому подтверждением недавний пример с "Капитал Туром", когда клиенты выстраивались в очередь, чтобы вернуть свои деньги, и их тут же предупреждали о том, что денег на всех не хватит. Разумнее было бы тогда страховать сам тур, как это делается за рубежом, что не ставит туриста в зависимость от размера фингарантий, а средних и мелких турагентов - под дамоклов меч потенциального разорения в случае форс-мажора.
А ситуация с малыми гостиницами и сельскими гостевыми домами? Они просто оказались вне закона о туризме.
- Еще один закон, который обсуждается в прессе, но вот уже второй раз его принятие откладывается, - это закон "О защите персональных данных". В чем здесь проблема?
- Защищать персональные данные граждан надо, это просто и понятно, не дело, когда в мусорных бачках вдруг оказываются копии паспортов, данные с адресами и телефонами бывших туристов. Закон обязывает проводить мероприятия по защите персональных данных, но в настоящий момент нет типовых документов, нет алгоритма решения поставленных задач. Закон только обязывает разработать, утвердить и т.д. Для этого надо выделить в турфирме специального человека, научить его, отследить и убедиться, как гласит закон, что иностранный партнер "предпринимает все необходимые меры по защите прав своих клиентов". То есть пока закон носит декларативный характер, и опять встает вопрос, кто разработает типовые документы и подзаконные акты? Естественно, РСТ не останется в стороне и в этом вопросе.
- Говоря о законах, уместно спросить, как строятся взаимоотношения с местной законодательной и исполнительной властями?
- Отношения с местной властью у нас деловые и постоянные. Очень хорошие отношения сложились с депутатским корпусом и комиссией Законодательного собрания Санкт-Петербурга по вопросам молодежи, спорта и туризма. Мы находимся в постоянном контакте с комиссиями при ГУВД, пограничниками, с Общественным советом по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга, с комитетом по культуре и т.д.
- В разговоре вы упомянули постоянно действующие комиссии СЗ РСТ, пожалуйста, несколько слов о них.
- Всего при Северо-Западном региональном отделении РСТ работают десять комиссий. Самая многочисленная и активная среди них - комиссия по въездному туризму. Санкт-Петербург - это центр мирового туризма, более двух миллионов только иностранных туристов посещают наш город, и, соответственно, возникает очень много вопросов. Это и работа музеев, и отношения турфирм с музеями, и миграционный учет туристов и т.д.
Новая комиссия по детскому туризму - огромное количество вопросов, в том числе юридические и договорные нюансы в отношениях турфирм с родителями и со школами, транспортные нюансы и т.д. Комиссия по транспорту занимается вопросами, связанными с предоставлением туристам услуг на автобусном, железнодорожном, водном и авиатранспорте. Есть еще комиссии по внутреннему туризму, комиссия по финансовым вопросам и по инвестициям, по взаимодействию со СМИ, по правовой поддержке, по туристическим формальностям - взаимодействие с консульствами, туристскими союзами и национальными туристскими офисами, МИД РФ, паспортно-визовой службой и т.д. Для тех, кому интересна работа комиссий, вся информация имеется на нашем сайте.
Кстати, сейчас мы заняты тем, что совершенствуем наш сайт, стараемся включить в него информацию обо всех регионах северо-запада России, о турфирмах и туристском потенциале.
- А что, по вашему мнению, тормозит развитие туризма?
В первую очередь пробелы в законодательстве. Например, ныне существующий закон запрещает вход судам и яхтам под иностранным флагом во внутренние воды России, что, естественно, тормозит развитие яхтенного туризма, о развитии которого много говорится в последнее время. Обсуждаются проекты яхтенных гаваней в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а для иностранных яхт эти гавани пока закрыты.
В отличие от зарубежных стран, которые позиционируют свои страны и регионы на международных выставках в качестве единого направления, у нас пока нет понимания преимуществ этого. На недавно прошедшей в Финляндии выставке MATKA 2011 Россия была представлена большим стендом, а рядом находился стенд Выборга, как будто Выборг - это не Россия. Разумеется, такая ситуация не способствует восприятию России как единого туристического направления.
В части въездного туризма недостаточно еще туристски ориентированной информации на автотрассах и в городах. Туристам надо доехать до достопримечательности, а как это сделать, если нет указателей или они в таком виде, что сразу и не разберешь?!
В том же ключе - отсутствие событийной информации. Если комитет по культуре Северной столицы издает календарь событий в области культуры по Санкт-Петербургу, администрации регионов северо-запада тоже стараются довести эту информацию, в том числе и до турфирм, а то, что касается международных форумов и саммитов, когда город перекрывают, в музеи не войти, эта информация если и появляется, то в последние месяцы, а не заблаговременно, когда принимающие фирмы готовят программы по приему иностранных туристов.
- Много говорят о явно завышенных ценах на гостиницы города, особенно в высокий летний сезон. Как-то РСТ пытается разобраться в ситуации, почему так происходит? В конечном итоге это отражается на количестве иностранных туристов, которые десять раз подумают, прежде чем решить: ехать ли в Санкт-Петербург или лучше в Париж, там дешевле?
- Это действительно так. Цены на гостиницы в Москве и Петербурге стали одними из самых высоких в Европе. Со своей стороны по инициативе турфирм - членов РСТ мы обращались с призывом к руководству гостиниц не поднимать тарифы на высокий сезон, организовали встречу владельцев отелей с туроператорами города, чтобы они могли высказать свои точки зрения на эту ситуацию. Лично я убеждена, что ситуацию может исправить только рынок: как только в городе действительно будет достаточное количество гостинец и загрузка гостиниц пойдет вниз, тогда же и снизятся цены. Никами циркулярными документами или увещеваниями эту ситуацию не исправить. Просто городу нужно больше гостиниц.
- У вас большой опыт руководителя туристической компании. Какой , по вашему мнению, должна быть идеальная турфирма?
- Неожиданный вопрос. Уверена, что турфирма в первую очередь должна с пониманием относиться к туристу, не все в отношениях определяется только доходом. Важна обязательность в работе и достоверность информации. Конечно, очень важна работа с документами. В том числе и конфиденциальность по отношению к документам клиента, неприкосновенность его личной жизни. Финансовая дисциплина в отношениях с клиентами, финансовыми органами и партнерами. Вот, пожалуй, и все.
- И напоследок ваши пожелания читателям сайта "РИАН.Туризм".
- Пожелать и туристам, и туристическим фирмам не попадать в сложные ситуации! Туризм и путешествия - дело не всегда простое и безопасное. Искать новые направления и организовывать новые интересные туры, не боятся нестандартных подходов во всем, что вы делаете, находя новое в привычном и необычное в стандартном.