Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.
Начавшийся 3 февраля визит украинского президента Виктора Януковича в Польшу – не первый в его политической карьере. Западного соседа Янукович посещал еще в качестве премьер-министра при президенте Леониде Кучме, в 2004 году. Янукович неплохо знает эту страну, а в недавнем интервью ведущим польским СМИ даже рассказал о польских корнях одной из своих бабушек.
Тем не менее стоит отметить, что ближайшего западного соседа Янукович взялся посетить только через год после прихода к власти, так что Польша оказалась всего лишь 25-й в списке посещенных им стран.
Это число ни в коем случае не соответствует месту, которое Польша потенциально могла бы занимать в рейтинге приоритетов украинской внешней политики. В потенциале Польша – главный лоббист принятия Украины в Европейский Союз, она является одним из немногих реальных сторонников "европейской перспективы" для Украины среди членов ЕС. Уже несколько лет Польша выступает за введение безвизового режима между Украиной и ЕС. Многие украинцы ездят в Польшу на работу, получая вместе с бесплатной польской визой возможность путешествовать по всей шенгенской зоне. У рядовых поляков редко встречаются негативные стереотипы в отношении сегодняшних украинцев, несмотря на страшные события второй мировой войны. Тогда действия бандеровцев и украинских прислужников Гитлера на пограничных польско-украинских территориях привели к таким жертвам, что недавний опрос "Газеты выборчей" пожилых поляков о днях войны выдал следующее общее впечатление: "Шесть лет страданий в руках злых немцев и украинцев". Эта тема много лет умышленно замалчивалась в польских СМИ и потихоньку сошла бы на нет, если б не решение Ющенко под занавес своего правления объявить Бандеру национальным героем Украины.
Зачем же дело стало? Почему Янукович выбрался в Польшу так поздно? И почему его встречают так настороженно потенциальные стратегические союзники Украины? Его, президента, который был вроде как против "канонизации" Бандеры, хотя почему-то не пошел на отмену возмутившего и поляков, и россиян указа Ющенко?
Ответ заключается в одном слове, слегка пообносившемся от частого употребления не вполне добросовестными людьми, но в данном контексте неизбежном. Это слово – русофобия. Именно она стала гниловатой основой украинско-польского "поеднания" в 2004-2009 гг. "Оранжевая революция" подавалась в Польше под густым антироссийским соусом – не как победа общественного возмущения над авторитарными методами управления, а как изгнание с украинских просторов российского медведя. Изгнание – обратно "в Азию", прочь с чистой европейской Украины. В этом примитивном мире пропагандистских клише на этнической основе Янукович представал как "пророссийский" политик и как "марионетка Кремля". К этому традиционному набору прилагались слухи об уголовном прошлом и намеки на роль в отравлении Ющенко.
В итоге Польша сама себя отдалила от серьезной украинской политики, надавав множество авансов людям, которых в польской прессе называют украинской "правицей".
То есть в переводе на простой язык – украинским националистам. Именно их привечали польские фонды и "мозговые центры", им были открыты страницы польской печати. Ну а провинциальные, мстительные и малограмотные фанатики "Украины для украинцев" быстренько создали негативный фон в отношениях Варшавы и Киева, пытаясь вовлечь Польшу во внутриукраинские политические конфликты. Поляков пытались включить в великое движение за замену в детсадах русского имени Миша на украинское Михайлик, а также натравить на "пророссийского" министра просвещения Дмитрия Табачника за попытку ввести в украинский школьный курс произведения Пушкина. Лишь недавно в польской прессе послышались голоса, что весь этот подлый бред вредит и отношениям между поляками и украинцами, в которых совместное знание русского языка исторически было не барьером, а мостом.
Но теперь с опозданием польскому общественному мнению открылся очевидный факт: Янукович – никакая не "марионетка Кремля", а жесткий и прагматичный защитник интересов украинского бизнеса, продолжающий линию бывших президентов Кравчука и Кучмы на лавирование между Евросоюзом и Россией. В этом лавировании от России ожидаются живые деньги и энергоносители, от Евросоюза – открытие границ и рынков (пока, правда, успешно заменяемое обещаниями), а от Украины – бесконечная смена мало что значащих концепций внешней политики.
Янукович умеет держать удар, но многочисленные оскорбления из-за Буга не могли пройти бесследно даже для него – поэтому, возможно, Польша и оказалась 25-й. Правда, он никогда не платил польским коллегам той же монетой, стараясь сохранить Польшу как бесплатного ходатая в ЕС. Нынешний визит – поворотный. Варшава, а вслед за ней и ЕС в целом будут решать, как относиться к новой Украине с ее консолидированной на постсоветский манер властью.
Самым плохим советчиком тут опять же может оказаться русофобия. Процесс консолидации власти на Украине объективен и необратим. В результате уже неизбежных изменений в конституции Украины президент Янукович с его партией и стоящей за ней бизнес-структурами становятся полновластными хозяевами страны на долгую перспективу. На эту новую ситуацию у польских властей, да и у лидеров стран ЕС есть несколько вариантов реакции.
Первый вариант – увидеть в Украине стабильного партнера, удобный мост для расширения связей с Россией на неконфликтной основе. Это было бы самым правильным решением, но для его принятия нужно отказаться от многих стереотипов. Второй вариант – объявить Януковича пророссийским диктатором и подвергнуть его карантину (хотя и не такому строгому, какой применяется в отношении Лукашенко). Ну и третий, самый консервативный и русофобский, - признать Януковича за "своего сукина сына", этакого Саакашвили light, которого надо не критиковать за отход от демократии и не самый чистый бизнес, а наоборот – всячески поддерживать во всех неизбежных бизнес-конфликтах с Россией.
Самое печальное то, что Янукович этот третий вариант с удовольствием примет. Он уже подталкивает Варшаву и ЕС именно к этому варианту. Отсюда – шпильки в адрес России в ряде его выступлений на Давосском форуме, сокрушения по поводу "Южного потока" и постоянное подчеркивание разности в исторических судьбах Украины и России.
Отсюда – недавние договоренности о поставке нефти из Азербайджана по трубопроводу Одесса-Броды для создания альтернативы российским энергоносителям. Наверняка та же игра будет продолжена и во время визита в Польшу – изначально трубопровод "Одесса-Броды" строился для поставок "нероссийской" нефти в Польшу...
Пора, наконец, понять: демократичность или недемократичность того или иного режима не являются функцией от его отношений с Россией. Можно построить авторитарное государство, имеющее очень плохие отношения с Россией. А можно иметь демократическое государство, поддерживающее с нашей страной прекрасные отношения: не мешает же демократия во Франции или Германии этим странам торговать с Россией.
Принести демократию на Украину или в Белоруссию извне – невозможно. Лучший метод помочь такой демократии – установить с этими странами здоровые, неполитизированные экономические отношения. И не мешать им сделать прорыв в новые технологии, новое образование, новое производство. Каковой рывок для этих стран возможен скорее всего вместе с Россией. И уж ни в коем случае – не вопреки и не назло ей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции