Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
После Туниса "закипели" Египет и Йемен. На очереди, говорят, Алжир, Марокко, Иордания, Иран, Сирия, Саудовская Аравия, Судан, Северная Корея, Белоруссия, Таджикистан… Так много кандидатов в "мубараки", "египты" и "тунисы", что холод по коже: столько впереди потрясений. А их без крови не бывает. Особенно в Африке (в том числе и арабской).
Каждый год кто-то где-то составляет списки самых отъявленных автократов, тиранов, сатрапов, диктаторов, кои либо вот-вот полетят, либо полетят завтра, а может через полгода, год - или полетят рано или поздно. Не все сбывается. Но списки продолжают регулярно появляться.
Последний список таких "обреченных" на свержение опубликовал американский журнал Time.
10 человек с громкими именами: Хосни Мубарак, президент Йемена Абдалла Салех, северокорейский лидер Ким Чен Ир, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, президент Судана аль-Башир, лидер Зимбабве Мугабе, президент Алжира Бутефлика, король Саудовской Аравии Абдалла, белорусский Александр Лукашенко и таджикский Эмомали Рахмон.
Список "обычных подозреваемых"
В том, как составляются эти перечни "самых плохих", есть нечто похожее (по методике) на эпизод из чудесной киноклассики прошлых лет "Касабланка" с Хамфри Богартом. Финал, когда шеф французской полиции, после убийства германского майора, дежурно и со вздохом приказывает: "Задержать ОБЫЧНЫХ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ".
Таких вот "обычных подозреваемых" в мире давно немало. Их имена кочуют из одного списка в другой. И в подобных "табелях учета диктаторов" очень мало изменений. Полный список, по большому счету - дело вкуса эксперта (если это эксперт), политических взглядов, политического момента и национальной принадлежности составляющего. Но он, в целом, в последние 5 лет мало изменился.
Поскольку все взгляды ныне устремлены на Египет, Магриб (это все, что к западу от Египта) и весь Ближний Восток, то стоило бы остановиться бы на вышепоименованных кандидатах из "исламского пояса" региона.
Смотреть фотоленту "Манифестанты на улицах столицы Египта" >>
Навряд ли короля Абдаллу ибн Абдель Азиза аль-Сауда ждет судьба тунисского президента бен Али (кстати, король Саудовской Аравии приютил тунисского изгнанника) или неизбежная судьба Хосни Мубарака. Любой монарх, конечно, по определению, автократ со склонностью к диктатуре - тут уж ничего не поделать. Но учитывая уровень жизни в королевстве (в несколько раз выше, чем в Египте или Тунисе), менталитет подданных, авторитет королевской семьи, жесткость правления, стабильность, навряд ли Абдаллу ждут "египетские возмущения". Не все в Саудовской Аравии гладко и свобод и прав не хватает, но не до такой степени.
Что касается алжирского президента (с 1999-го) Абдельазиза Бутефлики, то ему может грозить не социальный египетский бунт, а исламское восстание. Несколько лет назад страна уже была в состоянии гражданской войны, когда правительству пришлось отменить результаты всеобщих выборов, поскольку на них победили представители радикальных исламских партий. Что, при их воцарении, отбросило бы страну далеко назад. В странах Магриба (Алжир, Мавритания, Марокко, Тунис) вообще довольно сильны повстанческие исламские группировки, которые ведут открытую войну против светских режимов.
Клуб "друзей США"
Поразительный и часто "забываемый" или намеренно замалчиваемый факт: войну против режимов этих стран, которые поддерживают США, ведут движения, кои вышли из группировок, движений и отрядов моджахедов, созданных, вооруженных и финансируемых все теми же США еще во время советской "экспедиции" в Афганистан. И сама "Аль-Каида" как раз оттуда. При всей очевидности соблазна винить в появлении и становлении таких диктаторов и радикальных исламистских течений только и исключительно Белый дом, все равно это факт, что без "афганской войны" в таких масштабах подобного феномена не наблюдалось бы. И хотя вины СССР в этом гораздо меньше, чем вины США, но и она несомненно есть: тогда "для танго" нужны были только двое.
Между прочим, за исключением Ахмадинежада, в "исламской" части списка Time все сплошные друзья Вашингтона. Не Барака Обамы лично - США. Теперь вот приходится думать, как наименее болезненно избавиться от друзей. Сколько уж раз США наступали "на грабли" вот такой дружбы (в латинской и Центральной Америке все без исключения диктаторы - американского обучения), а все с дороги они никак не уберутся.
У суданского президента Омара аль-Башира (с 1989-го) тоже уже начались проблемы дома, очень похожие на египетские. В друзья США он не попадает. По крайней мере - сейчас. Более того, он единственный из ныне действующих президентов, который обвинен в геноциде в суданской провинции Дарфур и на которого Международный уголовный суд ООН выдал ордер на арест. Но у Судана (он готовится летом разделиться на два государства - независимость получает юг) после почти 40 лет непрерывной гражданской войны сил на внутренний бунт в стране навряд ли хватит.
Йеменский президент Абдалла Салех (правит 32 года) уже почувствовал "сигнал" из Египта, открыл тюрьмы для оппозиционеров, выпустил арестованных журналистов и объявил, что в 2012-м больше баллотироваться на пост не будет. Оппозиция считает Салеха чистой марионеткой Вашингтона. Йемен действительно выполняет роль мощной опорной базы США в борьбе с терроризмом в регионе. Правда, это не мешает Салеху поддерживать контакты с исламскими радикалами, включая и "Аль-Каиду".
Оппозиция Ахмадинежаду тоже растет не без "подкормки" из Вашингтона. Иранцы явно устали от "правления аятолл" и международной изоляции страны. Но скорая "гибель" на волне народного негодования ему тоже не угрожает.
Странно, но в списке не упомянут Пакистан. Главный опорный пункт в войне США в Афганистане и Ираке. А ведь именно Пакистан сейчас самое слабое звено, и его режим - первый кандидат на падение. Целые районы северо-запада страны уже не контролируются правительством, а принадлежат исламским радикалам и сторонникам движения "Талибан" - тоже, кстати, вооружалось и финансировалось на деньги США. Пакистан гораздо ближе к потрясениям, чем Александр Лукашенко в Белоруссии. Как-никак, страна долгие годы жила при жесткой военной диктатуре "особого друга" Белого дома, президента Первеза Мушаррафа.
Так что очередь "на мубараков" оказывается не такой уж и длинной. И все больше из союзников США.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции