МОСКВА, 2 фев - РИА Новости, Владислав Бирюков. Федеральная программа экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС, запуск которой в эксплуатацию в России намечен на 2013 год, создаст предпосылки для снижения стоимости охранно-поисковых спутниковых систем для автомобилей, заявил РИА Новости в среду заместитель генерального директора Федерального сетевого оператора НИС Глонасс, директор программы ЭРА-ГЛОНАСС, Алексей Асафьев.
По мнению Асафьева, инфраструктуру системы ЭРА-ГЛОНАСС (от клиентских автомобильных терминалов до региональных центров сбора информации) можно использовать, помимо прямого назначения - экстренной помощи при аварии, еще и в спутниковых противоугонных комплексах. Сейчас последние из-за высокой цены применяются лишь для охраны дорогих машин, но ЭРА-ГЛОНАСС может вывести услугу на массовый рынок.
ЭРА-ГЛОНАСС основана на технологиях спутниковой навигации (ГЛОНАСС/GPS) и сотовой связи. Установленный в автомобиле терминал фактически представляет собой защищенный аналог сотового телефона с навигационным модулем. При попадании автомобиля в аварию, сенсоры терминала определяют возникновение нештатной ситуации и инициируют передачу координат машины в центр экстренной помощи. При этом оператор центра может попытаться связаться с водителем по голосовой связи и уточнить, что именно произошло. Внедрение системы, использующей 12 региональных центров по всей стране, по оценкам НИС Глонасс, должно сократить время прибытия скорой помощи примерно на 30% и спасти ежегодно 4 тысячи жизней.
Стоимость терминала ЭРА-ГЛОНАСС при условии массового производства не превысит 3 тысяч рублей, сказал Асафьев. НИС Глонасс уже выработал требования к терминалу, сейчас проходит тестирование нескольких опытных прототипов. Начало массового производства терминалов намечено на 2012 год, а в 2013-м они должны стать обязательным элементом всех поступающих на российский рынок новых автомобилей, как отечественных, так и импортных.
Технические детали интеграции терминалов ЭРА-ГЛОНАСС в автомобили пока окончательно не определены. По словам Асафьева, одно из перспективных мест для установки устройства - перед рычагом КПП - именно там для электроники наиболее велика вероятность уцелеть при серьезной аварии. Привычной SIM-карты по соображениям безопасности в терминале не будет - вместо нее используется встроенный чип, более устойчивый к неблагоприятным воздействиям внешней среды (механические нагрузки, высокие температуры и т.п.).
Хотя далеко не вся территория России покрыта сетями сотовой связи, абсолютное большинство аварий происходит в зоне "GSM-видимости". Для обеспечения бесперебойной связи терминал ЭРА-ГЛОНАСС сможет использовать сеть любого сотового оператора (технически это будет реализовано через услугу виртуального оператора, имеющего "роуминг" со всеми действующими в стране компаниями).
Поскольку ЭРА-ГЛОНАСС должна быть полностью совместима с аналогичной европейской системой eCall, Асафьев не исключил возможности, что некоторые импортные автомобили, которые будут продаваться в России, станут оснащаться терминалами европейского образца (с поддержкой только GPS-навигации) при условии соответствия отечественным нормативам.
Совместимость с eCall обеспечит "прозрачность границ" от Атлантического до Тихого океана. Попавший в аварию европейский автомобиль сможет получить помощь на территории России, равно как и российская машина будет отслеживаться европейскими центрами. Для отработки взаимодействия в приграничных территориях в конце текущего года планируется эксперимент на российско-финской границе: сигнал от "пострадавшего автомобиля" на территории одной страны будет приниматься аварийными службами другой.