МОСКВА, 2 фев - РИА Новости. Обучение в старших классах превратится в профанацию без пересмотра образовательных стандартов, сообщил в интервью РИА Новости научный руководитель Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования, разработчик стандартов Александр Кондаков.
Проект федерального образовательного стандарта (ФГОС) для старшеклассников, разработанный ИСИО РАН, принципиально меняет подход к обучению в старшей школе. Главный принцип - возможность выбирать, какие предметы ученик 10 и 11 класса будет изучать на минимальном уровне (интегрированный курс), а какие - более серьезно и основательно (базовый или профильный уровень). Уровень влияет на количество часов, отводимых на изучение предмета.
Разработчики ФГОС выделили шесть предметных групп. Первая группа - это русский язык и литература, а также родной язык и литература, вторая группа - иностранные языки, третья - математика и информатика, четвертая - общественные науки, пятая - естественные науки, шестая - искусство или предмет по выбору. В каждой из групп, по замыслу авторов стандарта, ученик сможет выбрать один-два предмета. Кроме того, есть три предмета, для которых вариации невозможны. Это курс "Россия в мире", ОБЖ и физкультура. Они будут обязательными для всех. Обязательными стандарты для старших классов всех школ РФ станут в 2020 году.
По словам Кондакова, современные старшеклассники изучают русский язык и математику, потому что по этим предметам им надо будет сдавать ЕГЭ, а также изучают тот предмет, который понадобится при поступлении в вуз, а некоторые родители переводят своих детей в экстернат и целенаправленно готовят ребенка для поступления в вуз.
"Когда говорят, что мы необоснованно совершаем революцию, внедряем то, что не апробировано, что нет никакой базы в российской школе, не надо лукавить. Это то, что широко распространено в нашей школе", - сказал разработчик образовательных стандартов.
По его словам, большинство стран уже отказалось от многопредметности в старших классах. "В Финляндии, которая занимает первое место по PISA (Международное исследование по оценке образовательных достижений учащихся), восемь предметов в старшем звене. В Англии, Франции, США - еще меньше. Я думаю, что здесь мы должны опираться на лучший мировой опыт и собственные наработки", - сказал он, добавив, что Россия в PISA находится на 43 месте из 65.
Кондаков отметил, что цель новых стандартов - научить школьника мыслить, а не заставлять его заучивать формулы и правила. "У подростка, заканчивающего школу, должны быть сформированы компетенции, которые позволяют ему проектировать свое будущее и заниматься самообразованием на протяжении всей жизни", - подчеркнул он.
Полный текст интервью читайте в рубрике "Интервью".