Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
В ночь со среды на четверг более сорока улиц Пекина будут закрыты для транспорта: Китай – родина фейерверков, и вот они-то там и будут происходить. Потому что предстоит главный для китайца праздник, который в России деликатно называют "восточным" новым годом, а во всем прочем мире его уже давно признали как просто "китайский". Хотя, кто спорит, в соседних с Китаем странах он тоже присутствует.
За последние несколько лет пришлось прочитать десятки прогнозов о том, как "обрушится" Китай: ему пророчили народные бунты (они случились, но только в Тунисе и Египте), крах банков (он произошел, но в США и пр.) и многое другое. Видно было, что авторы прогнозов очень хотели оказаться правы. Но пока что – не судьба. Пока что Китай встречает, после опасного для всех тигриного года, год заячий, который по общим гороскопам должен быть неагрессивным. Не говоря о том, что одно из двух любимых занятий зайца – это неумеренно питаться. Заяц – это потребитель.
Вместо страха – внезапная любовь
Присмотритесь к мировому информационному потоку, имеющему отношение к Китаю, и вы увидите любопытные перемены.
Неожиданно выяснилось, например, что более 70% американцев относятся к Китаю или благоприятно, или нейтрально – таков результат исследования, проведенного американским университетом Дьюка и Цзяотунским университетом Шанхая. Более того, 42% американцев вообще обозвали Китай "союзником".
А те, кто плохо относятся к Китаю, составляли 39% в 2007 году, 36% в 2010 и только 27% сегодня. И это притом, что на провокационный вопрос "а когда Китай станет демократией?" 59,3% отвечают, что Китай останется каким есть. Подробный опрос при этом показал, что базовые ценности – кроме одной, насчет пожертвования собой ради своей страны – у китайцев и американцев разные. И все же…
Причина доброго отношения, как выясняется, это качество и цена китайской продукции, продаваемой в США. Могли бы сказать, конечно, "великая китайская культура", но 60% американцев о таковой имеют смутное представление. Ну, не все сразу.
Это очень занятные данные, хотя бы уже потому, что в политических кругах США до сих пор популярна идея "стратегического соперничества" двух сверхдержав, старой – США, и возникающей – Китая. Но, как видим, избиратель мыслит по-другому.
Откуда взялась идея о диких ордах, приходящих из Азии и сметающих идеальный европейский порядок, сегодня мало кто помнит. Интересующимся могу порекомендовать вышедшее в прошлом году исследование (не роман!) Леонида Юзефовича "Самодержец пустыни". Вообще-то это биография барона Унгерна, но там вдобавок есть очень подробный раздел насчет европейских мыслителей еще 19-го века, которые сами боялись китайцев и других пугали. Это, как видим, даже не прошлый век, а позапрошлый.
В любом случае дикие антикитайские настроения – как залежалый товар – сбываются разве что совсем непросвещенному обывателю. Желательно где-нибудь в России.
А в самой Европе и США речь совсем о другом. Примерно в 80-е годы окончательно оформилась модель переноса производств в Азию, с тем, чтобы Запад сохранил за собой роль дизайнера продукции, банкира и прочего – и ее активного потребителя. Азия (Китай) производила, Америка и Европа потребляли. Эта-то модель и обрушилась с приходом кризиса 2008 года. Сейчас все – США, Великобритания, ЕС в целом – сокращают расходы. Но при этом надо ведь чем-то жить. Наиболее популярная идея состоит в том, чтобы перевернуть модель мировой экономики с ног на голову и заставить китайцев потреблять – то, что произведут и продадут им европейцы и американцы. Отсюда и неожиданно вспыхнувшая любовь к Китаю.
Если каждый китаец прокатится на поезде…
Что такое китайский Новый год с точки зрения потребительской модели? Начнем с того, что пик веселья случится 14 февраля, в католический День святого Валентина. Который в Китае оказался страшно популярен. А это – романтическое кино (которое надо произвести), конфеты и так далее. Конец праздника – 27 февраля.
Чуть не главная статья трат в стране в эти дни – это поездка домой, к родным, которым положено везти подарки и красные конвертики с деньгами. В начале 70-х, когда США устанавливали отношения с красным Китаем, там была популярна поговорка: если каждый китаец купит у нас хотя бы иголку, это будет хороший бизнес. А если каждый китаец проедется на поезде (реже – самолете), выстояв три дня в очереди?
Только в городе Чжэнчжоу (столица провинции Хунань) и только в понедельник в путь отправились более 100 тысяч человек. На автобусах в день перемещается сейчас до 75 миллионов в день. Только к прошлой субботе, и на всех видах транспорта, в Китае уже проехались 837 миллионов человек. 20% из них – на современных скоростных поездах. Это – в порядке иллюстрации масштабов потребления. И того факта, что Китай не очень-то делится на застойную деревню и динамичные города: минимум раз в год между ними происходит вот такое товарное взаимодействие.
Население мира в целом в 2150 году превысит 9 миллиардов человек, самой большой по населению страной будет Индия (1,6 миллиарда), Китай сейчас замедляет рост и вырастет разве что до 1,4 миллиарда.
По итогам 2010 года ВВП на душу населения в Китае достиг 4000 долларов, не так уж много, всего лишь сотое место в мире, 10% от Японии, не говоря о США. Но в целом речь об экономике объемом в 40 триллионов юаней в 2010 году (делить нужно на 6,5). Это не США, с их 14 триллионами долларов, но тоже немало. В нынешнем году Китай опять пугает нас приростом экономики процентов в 10. В целом это и вправду будет очень динамичная команда новых и жадных потребителей. Мир на это надеется.
Толстого не съели
Вместо послесловия: сколько зайцев можно сейчас увидеть по всему Китаю – и не вообразишь. В виде фонариков и подсвеченных статуй, на свитках, в витринах… Но один заяц особенный.
Зверюга весит 7,7 килограмма, в длину – если вытянуть ему лапы – достигает метра. Каждое ухо – 21 сантиметр, а это, между прочим, длина целого домашнего кролика (обычного). Соответственно, далеко не худой. Посмотреть на толстое чудище можно здесь.
Это – символ во всех отношениях. Дело в том, что заяц-великан по национальности не китаец, хотя на данный момент имеет резиденцию в громадном городе Чунцине. Он немец, зовут его Герман, порода – гигантский немецкий кролик. Выведена, как вы понимаете, с гастрономическими намерениями. Но этого толстого не съели, он был экспортирован на Восток и стал символом китайского Нового года – а заодно и модели экономических отношений, которую внешний мир хотел бы предложить Китаю.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции