Российская навигационная система ГЛОНАСС уже охватывает всю территорию России. Ее используют на транспорте, в технологиях мобильной связи, во многих отраслях экономики. О том, как система ГЛОНАСС внедряется в России, как она может помочь в повышении безопасности граждан, об интересе к ГЛОНАССу со стороны зарубежных компаний и перспективах этой системы рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Алексею Песляку генеральный директор Федерального сетевого оператора системы ГЛОНАСС, ОАО «Навигационно-информационные системы» Александр Гурко.
- Как недавнее падение спутников ГЛОНАСС отразилось на планах по развертыванию всей системы ГЛОНАСС? Сколько лет могло быть потеряно из-за этой аварии? Какие масштабы бедствия?
- На наши планы по внедрению системы ГЛОНАСС этот неприятный факт никак не повлиял. Потому что, во-первых, ГЛОНАСС уже сейчас на 100% покрывает территорию России и на 99% территорию земного шара. Во-вторых, мы используем двухсистемное оборудование – ГЛОНАСС/GPS. Наличие же двух десятков российских спутников на орбите дополнительно к GPS-группировке дает потребителю увеличение точности и надежности.
В феврале-марте планируется пилотный запуск спутника нового поколения - ГЛОНАСС-К , а в июне состоится запуск еще трех аппаратов, которые завершат формирование орбитальной группировки системы. Сейчас на орбите 22 спутника, используемых по целевому назначению. Спутники, которые не удалось вывести, были частично компенсированы за счет резервных. При этом, космическая техника, как все мы знаем, одна из самых сложных сфер деятельности человека, поэтому в ней невозможно полностью исключить возможность аварий.
- Как система ГЛОНАСС может повысить безопасность граждан?
- Система навигации активно применяется и МЧС, и МВД. Сейчас, например, внедряется много подсистем ГЛОНАСС при управлении мобильными нарядами МВД. Патрульные машины оснащаются связными терминалами на базе ГЛОНАСС, которые передают информацию о местоположении патрульного экипажа в диспетчерский центр.
Такая система уже проходит испытания в Москве. В результате повышается скорость реагирования – дежурный моментально направляет ближайший к месту происшествия патрульный экипаж. Кроме того, включаются наземные камеры в районе ЧП, что позволяет сотрудникам милиции видеть другие патрульные машины, находящиеся поблизости. В итоге увеличивается процент раскрываемости «по горячим следам», повышается скорость реагирования на происшествие, а также уровень дисциплины, так как сотрудники уже не могут скрыть от диспетчера свое местоположение.
- Выдвигалось предложение контролировать служебные автомобили с «мигалками» с помощью спутника, но мало кто верит, что чиновники будут с этим считаться. Как обстоит дело с такой возможностью?
- Технически это возможно, осталось принять политическое решение. Дело в том, что, в соответствии с постановлением правительства № 641, все транспортные средства, которые осуществляют перевозку пассажиров и закупаются за бюджетные средства, а также перевозящие опасные грузы, должны быть оснащены системой ГЛОНАСС.
Та же норма предусмотрена в законе о навигационной деятельности. Начиная с этого года, все указанные виды транспорта должны быть оснащены системой ГЛОНАСС. Но при этом каждое министерство само определяет наименование транспорта и график оснащения. Поэтому рано или поздно эти автомобили будут оснащены системой ГЛОНАСС. Однако, когда это случится, зависит, во-первых, от наличия финансирования, а во-вторых, от политического решения руководства министерств и ведомств. С точки зрения оперативности управления, повышения дисциплины и уменьшения расходов, в том числе на ГСМ, и оптимизации маршрутов - система дает серьезный эффект.
- Как государство будет поддерживать процесс внедрения системы ГЛОНАСС?
- Во-первых, сейчас завершается разработка концепции Федеральной целевой программы по развитию системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы. Ряд разделов программы будет посвящен ускорению внедрения системы в различных отраслях: на транспорте, в сельском и лесном хозяйстве, геодезии и картографии. Часть бюджетного финансирования будет направления на эти цели.
Кроме того, наша компания активно участвует в разработке нормативной базы, которая помогла бы стимулировать использование технологий ГЛОНАСС в сфере, так называемого, нерегулируемого рынка, то есть гражданского, массового, коммерческого рынка. Конечно, без ущерба для качества конечной услуги и для конечного потребителя.
Здесь основная роль государства заключается в развитии системы ГЛОНАСС, поскольку на нее выделяются бюджетные деньги, и она должна по своим основным характеристикам быть конкурентоспособной по сравнению с GPS и другими аналогичными спутниковыми системами, которые планируют создать в Европе и Азии.
Вторая задача государства - это создание нормативной базы для новой отрасли. Ведь 15-20 лет назад таких отраслей как, например, мобильная связь, информационные технологии в России еще не существовало, и законы для них пришлось создавать с нуля. Сейчас навигационное направление развивается быстро, но законодательная база пока либо отсутствует, либо несовершенна.
- Имеется в виду, что будет принят специальный закон?
- Есть федеральный закон о навигационной деятельности, но он, на наш взгляд, требует корректировки, поскольку пока носит достаточно общий характер. Сейчас активно обсуждаются дополнения и изменения в этот закон.
Продолжая, еще одна задача государства – это поддержка российского бизнеса в процессе выхода на зарубежные рынки. То есть в данном случае мы ведем речь о продвижении глобальной технологии ГЛОНАСС, которой владеет государство и, конечно, ни один бизнес не в состоянии профинансировать распространение, по сути, нового стандарта, новой технологии по всей стране и тем более, по всему миру. Сейчас у ГЛОНАСС есть реальный шанс стать российской глобальной технологией.
- Можно ли экспортировать эту технологию?
- Безусловно, технологии ГЛОНАСС имеют экспортный потенциал, и он значителен. При этом экспорт ГЛОНАСС могут вести не только российские компании. Если китайская, европейская или американская компания захотят сделать систему на основе ГЛОНАСС, с точки зрения российского государства это было бы неплохо.
- А иностранные компании проявляют интерес к системе?
- Да, и последние полгода очень активно (мы это ощущаем непосредственно в своей работе), потому что российский рынок достаточно интересен для производителей микроэлектроники, для автоконцернов. А учитывая формирующуюся нормативную базу, зарубежные компании, которые занимаются производством чипсетов, мобильных телефонов, автомобильных навигаторов, автомобилей смогут разрабатывать устройства и услуги на основе системы ГЛОНАСС.
- Какие страны сейчас наиболее заинтересованы в системе?
- Максимально заинтересованы страны, которые видят в ГЛОНАСС систему, альтернативную системе GPS. Поскольку навигация проникает во все сферы жизни, применение двух систем – российской и американской, становится важным фактором политической независимости государств. Поэтому Индия, страны Ближнего Востока, Центральной и Южной Америки проявляют интерес к ГЛОНАСС. Вторая причина важна массовому потребителю - это рост качества и надежности навигационных услуг при использовании двух систем.
- Насколько быстро и успешно сейчас внедряется система ГЛОНАСС в российских регионах?
- Процесс идет быстро и успешно, но часто он зависит от платежеспособности регионов. Показательно, что дотационные регионы в некоторых случаях внедряют ГЛОНАСС быстрее, потому что это в целом приводит к экономии большого объема средств, связанных с закупкой ГСМ, дополнительного транспорта. Использование системы на транспорте позволяет оптимально использовать автопарк. Соответственно, уменьшается потребность в транспортных средствах и экономятся деньги, например, на закупку дополнительного пассажирского транспорта. Уже из практики, окупаемость таких систем от 4 до 12 месяцев. Поэтому те регионы, которые подходят более жестко к своим бюджетам с точки зрения эффективности расходования средств, быстрее внедряют систему ГЛОНАСС. «Чемпионами» по внедрению этой системы являются Алтайский край (Барнаул), Пенза, Белгород, Рязань, Казань.
Кроме того, создание интеллектуальной транспортной системы Москвы подразумевает использование навигационных технологий для улучшения ситуации с «пробками».
- Где система уже внедрена, и сколько регионов пока остаются неохваченными?
- Системы на основе ГЛОНАСС внедрены практически во всех регионах, только в разном масштабе: где-то основными заказчиками являлись крупные промышленные предприятия, как, например, «Норильский никель», где-то ими стали центральные диспетчерские службы управления пассажирским транспортом как, например, в Рязани. В некоторых наиболее развитых регионах (Пенза, Барнаул, Рязань, Красноярск, Новосибирск) внедряется единая система, которая позволяет управлять транспортом различного назначения: и коммунальным, и пассажирским, и силами реагирования. В основе всех этих технологий лежит система ГЛОНАСС.
- Когда система ГЛОНАСС заработает по всей стране?
- Повсеместно технологии ГЛОНАСС начнут внедряться и использоваться, когда Федеральный сетевой оператор запустит проект экстренного реагирования при авариях «ЭРА ГЛОНАСС». Основной задачей системы является передача информации о ДТП в автоматическом режиме экстренным оперативным службам. Терминал «ЭРА ГЛОНАСС» будет определять координаты аварийного транспортного средства с высокой точностью и передавать оператору систему, и далее в единую службу спасения «112». Программа направлена на профилактику ДТП и повышение безопасности на дорогах Российской Федерации, но она же станет и интеграционной платформой для продвижения технологий ГЛОНАСС. Предусмотрено ее взаимодействие с Европейской системой спасения е-Call, в качестве члена-наблюдателя НИС ГЛОНАСС вошел в состав существующих рабочих групп по данному проекту ЕС. Подписан протокол об организации совместной рабочей группы по гармонизации стандартов e-Call и ЭРА-ГЛОНАСС.
Запуск системы «ЭРАГЛОНАСС» в промышленную эксплуатацию планируется в январе 2013 года.
О других аспектах развития системы ГЛОНАСС Александр Гурко подробно расскажет на пресс-конференции в РИА Новости, которая состоится 2 февраля. Подробнее об этом »