Рейтинг@Mail.ru
Российский истребитель для Бразилии: третья попытка завоевать рынок - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российский истребитель для Бразилии: третья попытка завоевать рынок

© Фото : Пресс-служба Компании "Сухой"Передача Бразилии Су-35БМ, в конструкции и оборудовании которого используется ряд агрегатов и материалов, предназначенных для самолета пятого поколения, может стать первым шагом к передаче Т-50
Передача Бразилии Су-35БМ, в конструкции и оборудовании которого используется ряд агрегатов и материалов, предназначенных для самолета пятого поколения, может стать первым шагом к передаче Т-50
Читать ria.ru в
Дзен
Немногие контракты и тендеры в области вооружения привлекают пристальное внимание прессы. Одним из таких тендеров стал бразильский, по итогам которого Бразилия планировала закупить 36 боевых самолетов и заключить соглашение о лицензионной постройке еще 84.

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

В мире покупается и продается большое количество вооружения, но лишь немногие контракты и тендеры привлекают пристальное внимание прессы. Одним из таких тендеров стал бразильский, по итогам которого Бразилия планировала закупить 36 боевых самолетов и заключить соглашение о лицензионной постройке еще 84. Внимание к тендеру возросло после того, как новый президент Бразилии Дилма Руссефф вскоре после вступления в должность аннулировала результаты предыдущего конкурса. Она фактически открыла тендер заново.

Скромное начало

История с обновлением парка истребителей ВВС Бразилии тянется уже много лет. Основу парка сегодня составляют устаревшие истребители F-5 американского производства 1960-70-х годов (50-60 машин) и немногочисленные французские Mirage-2000 постройки 1980-х годов (12 машин). Значительная часть парка – штурмовики AMX совместной бразильско-итальянской разработки (более 50 машин) и легкие турбовинтовые штурмовики/учебные самолеты Super Tucano (около 100 машин), также разработанные и построенные в Бразилии. Кроме того, в составе ВВС этой страны числится некоторое количество истребителей Mirage III (12-15 машин), но из-за сильного физического износа и морального устаревания они фактически не используются.

Боевые возможности ВВС Бразилии не соответствуют экономическому потенциалу страны, особенно с учетом стремления Бразилии повысить свою роль в мировой политике.

Первый тендер, известный как F-X, был объявлен в 1999 году. Тогда Бразилия планировала заменить устаревшие Mirage III, оснастив одну или две эскадрильи современными истребителями. Контракт, правда, планировался относительно скромным – 12-24 самолетов, общая стоимость – до 700 миллионов долларов.

Побороться за бразильский куш собрались почти все основные производители. На конкурсе были представлены модификации наиболее популярных в тот период средних многоцелевых истребителей: F-16 от «Локхид-Мартин», разработанный специально «под Бразилию» Mirage-200BR, новейший шведский истребитель JAS-39 Gripen и российский МиГ-29СМТ. Тогда же бразильским рынком заинтересовался «Сухой» – по сообщениям СМИ, латиноамериканцам планировалось предложить истребитель Су-35 (ранний вариант этой машины, разрабатывавшийся как Су-27М). Фаворитами конкурса, впрочем, считались французские производители.

Возросшие аппетиты

Но конкурс так и не состоялся – из-за экономических неурядиц. Бразилия приняла паллиативное решение, приобретя во Франции 12 подержанных истребителей Mirage-2000 ранних модификаций. Это позволило отложить решение проблемы, но не отменить его, и в 2007 году конкурс начался снова.

Теперь аппетит Бразилии был куда шире – заменить на новые самолеты предполагалось не только Mirage III, но и F-5 и AMX. Объем предполагаемого контракта увеличился с 12-24 до 120 машин, из которых 36 должны были быть закуплены за рубежом, а остальные – построены в самой Бразилии по лицензии.


Возможная цена контракта выросла до 6-10 миллиардов долларов, и список предлагаемых машин был расширен: США, помимо уже предлагавшихся F-16, начали продвигать на бразильский рынок новейшую модификацию основного истребителя своих ВМС – F/A-18E/F Super Hornet. Новейшие машины предложили и французы, выкатившие Rafale вместо сошедшего с производственной линии Mirage-2000. В тендере принял участие «общеевропейский самолет» Eurofighter Typhoon. И вновь решил попытать счастья SAAB со своим JAS-39.

Российские производители не остались в стороне, представив свою последнюю разработку – речь зашла о возможных поставках в Бразилию истребителя Су-35БМ.

Главным требованием к участникам стал технологический трансфер – Бразилия оценивала варианты, прежде всего, на предмет перспектив развертывания лицензионного производства и как следствие – модернизации своей авиационной промышленности.

Фаворитами вновь стали европейские авиапроизводители. Американские самолеты сошли с дистанции из-за неготовности США делиться ноу-хау в требуемом объеме. Причина «схода» российской машины была сложнее. Возможности поставок Су-35БМ рассматривались в комплексе. Одной из его составляющих было развертывание в России лицензионного производства гражданских самолетов бразильской компании Embraer. Подобный шаг отрицательно сказался бы на российской программе «Сухой-Суперджет», и был отвергнут.

Пятое поколение?

Однако и второй конкурс ничем не завершился: чрезмерно завышенная цена на европейские истребители не позволила прийти к окончательному решению. В результате новый бразильский кабинет принял решение о перезапуске конкурса, при этом ВВС Бразилии вновь рассматривают в качестве одного из вариантов Су-35БМ.

Какую роль предстоит сыграть российскому самолету на сей раз? По мнению экспертов, возможность приобретения Су-35БМ должна сделать европейцев более сговорчивыми в отношении скидок на свои машины, а американцев – в вопросах передачи технологий. Нельзя исключать и того, что Су-35БМ в итоге окажется победителем. С 2007 года его положение серьезно укрепилось – благодаря успешным испытаниям и началу серийного производства этих самолетов для ВВС России. Выросла и репутация изделий «Сухого» на латиноамериканском рынке в целом – в том числе и благодаря эксплуатации истребителей Су-30МК2 в ВВС Венесуэлы.

Наконец, не стоит забывать и еще об одном факторе, который называется Т-50. Информация о возможном сотрудничестве России и Бразилии в производстве истребителя пятого поколения появилась весной прошлого года. И никем не опровергалась. С учетом того, что Россия уже предложила разработку истребителя на основе Т-50 для ВВС Индии, вероятность такого сотрудничества выглядит довольно весомой, особенно с учетом дружественных отношений между двумя странами.

Так что передача Бразилии Су-35БМ, в конструкции и оборудовании которого используется ряд агрегатов и материалов, предназначенных для самолета пятого поколения, может стать первым шагом к передаче Т-50. И такое предложение будет гарантированно безальтернативным.

Основной конкурент Т-50, американский истребитель F-22, не предлагается на внешнем рынке в принципе, а другие одноклассники в обозримом будущем не просматриваются, если не считать китайского самолета J-20, чьи возможности подвергаются серьезным сомнениям.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала