20 января состоялась премьера важного для страны фильма "Тихая застава". Примечательна военная драма тем, что это это первое вышедшее в прокат киноизделие из тринадцати социально-значимых фильмов, которые будут созданы при финансовом участии Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. Значит, по первенцу можно судить о том, что в представлении чиновников есть настоящий современный патриотический кинематограф.
"Тихая застава" уже выходила на экраны. В 1986 году состоялась премьера одноименной картины, производства Молдова-фильм. В фильме 1986 года тоже речь идет о пограничниках и есть место подвигу, но главная интрига - любовный треугольник. На заставу приезжает бывший любовник жены главного героя. Взрослая проблематика. В "Тихой заставе"-2011 все проще. Есть хорошие наши пограничники, несущие нелегкую, но радостную службу на таджикско-афганской границе. И плохие душманы, которые на наших напали. Правда и в новом фильме есть подтекст. Слоган фильма "Краем мы попали на разлом. Раем нам покажется потом". Это строчка из песни, которая играет и в фильме, и на сайте. Продолжение такое: "...все, что было до и никогда уж к на-ам больше не верне-е-ется" (два раза).
Что или кто к нам больше не вернется? Не думаю, что идеологам строчек о "разломе" (читай — "крупнейшей геополитической катастрофе ХХ века") жаль, что к нам не вернется СССР образца 1986 года и студия Молдова-фильм. Не вернется к нам и исполнитель главной роли в первой "Тихой заставе" Андрей Алешин, эмигрировавший в 1991 году в США. Но песня и не о нем.
На следующий день после выхода в прокат "Тихой заставы" (новой версии) в кинотеатре "Иллюзион" можно было посмотреть другую военную драму - "Смелые люди".
В 1950 году Сталин решил изменить принцип финансирования кино. Количество картин сократилось в два раза по сравнению с военными годами. Но зато идеологическая выверенность стала просто безупречная. Лидер проката 1950 года — фильм "Смелые люди" - собрал в залах более 40 млн зрителей. Создатели получили целый букет Сталинских премий. Фильм повествует о том, как спасая элитных советских лошадей от депортации в фашистскую Германию, главный герой Василий Говорухин попутно освобождает заложников — детей, женщин и стариков. И все это с участием цирковых артистов, исполняющих конные трюки. Энергично, просто, понятно, без оттенков - как для детей: хорошие - наши, плохие - враги.
Что же, как поется в кинопесне, "раем нам покажется потом"? Наверное, наивность аудитории и бокс-офис сталинского патриотического блокбастера. Или система советского кинопроката, при которой наполняемость залов часто обеспечивалась административным ресурсом, а Голливуд был надежно отделен от зрителя мелкоячеистым занавесом. А еще кому-то раем кажется жизнь без оттенков и по правилам.
Или "раем" должна "показаться потом", после просмотра современной "Тихой заставы", бессмысленная и кровавая афганская война, ставшая первопричиной событий на таджикско-афганской границе? Представление о советском детстве как о потерянном рае, избирательная историческая память - вот что характеризует патриотическую кинополитику помимо эксплуатации бывших в употреблении названий.
Кстати, нас ждет еще один "римейк" - "Парень из нашего города". Кино с таким названием также числится в списке проектов, которые собирается профинансировать Фонд. Почему бы не расширить список заимствований? В том же 1950-м году вышли еще несколько правильных фильмов.
Заговор обреченных
В одной из стран Восточной Европы зреет антидемократический заговор: по наущению посла организуется покушение на заместителя премьер-министра республики, коммунистку Ганну Лихта. На помощь коммунистам приходит Советский Союз - и вооруженные отряды рабочих арестовывают заговорщиков.
Можно намекнуть на новую попытку оранжевых атлантистов взять власть и свергнуть законного избранного президента одной из стран Восточной Европы — Януковича.
Далеко от Москвы
Около Красноярска прокладывается нефтепровод. Идет война. Поэтому есть среди молодых специалистов такие, которые чувствуют себя неуместными на поле трудовых сражений. Некоторым задача провести трубопровод в кратчайшие сроки кажется невозможной и ненужной...
Очень актуальное кино. И герои уже есть - награжденные трубопрокладчики, и вредитель - Навальный. И взрывы...
Секретная миссия
1945 год. В Берлин с секретной миссией прилетают американский сенатор и представитель ЦРУ. Они собираются договориться с главарями третьего рейха об одностронней капитуляции немецких войск на Западном фронте.
Здесь ничего менять не надо. Главное снимать на английском языке, чтобы "озвучить" мировой общественности свою версию событий и не дать переписать историю.
Осталось найти Александра Столпера, Михаила Калатозова и Михаила Ромма, готовых заниматься подобной конъюнктурой в наше нетребовательное и мягкое по отношению к художникам "послеразломное" время. А еще надо как-то поженить старый проверенный сталинский кинематограф с новаторским подходом к пропаганде патриотизма. Главная патриотическая газета страны, например, патриотическую ленту "Тихая застава", созданную при поддержке патриотического Фонда, продвигает в массы вот таким заголовком: "Андрей Чадов: "Из реки я выныривал голый - но с автоматом в руках".
P.S.: Этот текст написан со всем уважением к памяти людей, убитых и раненных в военных конфликтах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции