МОСКВА, 26 янв - РИА Новости. Российские сенаторы после теракта в московском аэропорту Домодедово предлагают отечественным спецслужбам перенимать опыт Израиля в области противодействия терроризму и предотвращения терактов.
Взрыв в международном терминале аэропорта Домодедово произошел днем 24 января. По предварительным данным, мощное взрывное устройство привел в действие террорист-смертник, находившийся в толпе встречающих. Погибли 35 человек, госпитализированы 116.
"Я часто пользуюсь услугами аэропортов разных стран и континентов, но по уровню контроля и безопасности ничего равного израильскому аэропорту Бен-Гурион не видел. Почему бы нам не позаимствовать хотя бы часть этого израильского опыта?" - заявил председатель комитета СФ по международным делам Михаил Маргелов РИА Новости в среду.
С ним солидарен генерал-полковник, доктор военных наук, сенатор Владимир Кулаков.
"Беспрецедентные меры по обеспечению безопасности пассажиров в Израиле видны сразу по прибытии в страну, и все нормально реагируют на процессы внимательнейшего досмотра", - отметил он.
По его словам, спецслужбы знали о том, что будет теракт, им даже удалось обезвредить часть террористической группы.
"О готовящемся теракте было известно еще до Нового года, велась работа, часть групп была обезврежена, но кому-то удалось ускользнуть. Мы, что называется, "бьем по хвостам" вместо того, чтобы опережать события", - сказал он.
По словам сенатора, происходящее говорит о недостаточности и неэффективности мер по противодействию терроризму, несмотря на "огромное количество структур, предназначенных для борьбы с этим явлением", а также о слабом техническом обеспечении этих структур.
Работу именно израильских служб безопасности поставил в пример президент РФ Дмитрий Медведев, поручивший во вторник правительству разработать систему "тотальной проверки" пассажиров и багажа.
Как рассказал в интервью РИА Новости известный израильский эксперт полковник запаса Итай Алон, организация системы безопасности крупного аэропорта по израильским стандартам стоит миллиарды долларов.
В Израиле сотрудники правоохранительных органов начинают "отслеживать каждого въехавшего в аэропорт с момента прохождения им первого пункта досмотра на въезде до момента его выезда из аэропорта или до посадки в самолет", рассказал эксперт. Кроме того, используется большой спектр оборудования: металлодетекторы, сканеры, газоанализаторы. Система вступает в действие уже на дальних подступах к аэропорту.
Охранники встречают пассажиров непосредственно у дверей аэропорта, затем улетающих пассажиров в обязательном порядке допрашивают в очереди на проверку багажа, которая предшествует регистрации на рейс.
По оценкам эксперта, "минимальная сумма бюджета для оснащения одного аэропорта... должна составлять не менее 800 миллионов долларов".
При этом главной задачей полковник назвал подготовку персонала. Уровень подготовки персонала службы охраны Тель-Авивского аэропорта он сравнил с квалификацией сотрудников спецслужб.
Как и многие его коллеги, Алон высказывает сомнения в том, что израильская модель авиационной безопасности пригодна для прямого и полного переноса на зарубежную почву, в том числе из-за разницы в масштабах. Если в Израиле речь, по сути, идет об охране одного достаточного крупного аэропорта, обслуживающего 12 миллионов человек в год, то только через московские Домодедово, Шереметьево и Внуково ежегодно проходят 45 миллионов пассажиров.
При этом Алон, как и многие другие эксперты, не считает, что теракт, подобный домодедовскому, не мог бы случиться в Тель-авивском аэропорту, где зона прилета охраняется не столь тщательно, как зона вылета.