Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Драма Тома Хупера "Король говорит!" выдвинута на премию "Оскар" в 12 номинациях. Во вторник Американская киноакадемия объявила претендентов на ведущую мировую кинопремию. Чем завершатся эти "королевские" гонки, станет ясно 27 февраля, в день вручения кинонаград. Пока же с драмой о короле состязаются фильмы о "новом Гейтсе" Марке Цукерберге, ирландском боксере и американской балерине - "Социальная сеть" Дэвида Финчера, "Боец" Дэвида Рассела и "Черный лебедь" Даррена Аронофски.
Все эти ленты – о героических личностях: короле, превозмогшем природную робость и сильное заикание, гениальном программисте-создателе Facebook, боксере-чемпионе и одаренной балерине. Сверхзадача каждого из этих персонажей – справиться со своими комплексами, маниями и фобиями.
А их немало: гении часто "дрейфуют" между разумом и сумасшествием. Герой "Социальной сети", студент Цукерберг (его играет Джесси Айзенберг), одержим идеей общения всех и вся через Facebook, и его психическое состояние порой напоминает аутизм. Прима Нью-Йоркского балета Нина (Натали Портман) страдает от мании преследования. Пожалуй, самые психически здоровые киногерои в этой компании – боксер и король. Оба отчаянно "боксируют" собственную неуверенность и борются с физиологией.
Король Георг VI поначалу не видел себя в августейшей роли. Монархом должен был стать его брат Эдуард VIII, но он отрекся от престола и не был коронован. На королевский пост пришлось заступить его болезненному, страдающему заиканием брату принцу Альберту, которого короновали под именем Георга VI в декабре 1936 года. Новый король не верил в то, что сможет управлять страной. В фильме "Король говорит!" ему помогает осознать себя в новой роли почти сказочный "чудесный помощник" - логопед Лайонел Лог (Джеффри Раш), и монарх начинает справляться с августейшими обязанностями.
Такой герой просто не может не вызвать сочувствия, а когда короля играет великолепный артист Колин Ферт, сыгравший английских аристократов всех мастей (от благородного мистера Дарси в "Гордости и предубеждении" по роману Джейн Остин до порочного лорда Генри в "Портрете Дориана Грея" по Оскару Уайльду), успех фильму обеспечен.
Британия в принципе любит своих монархов, и британское кино в 2006 году "обласкало" Елизавету II в ленте "Королева" Стивена Фрирза (Хелен Миррен за августейшую роль получила "Оскара", фильм награжден двумя "Золотыми глобусами"). А в 2005 году та же Миррен играла легендарную Елизавету I в одноименной теледраме (9 премий "Эмми"). Все эти фильмы, включая "Король говорит!", - оды монархам в сдержанном английском стиле.
А теперь о другом короле – социальных сетей. Миллиардер, человек 2010 года по версии Time, Марк Цукерберг посмотрел ленту "Социальная сеть" Финчера и раскритиковал ее. "Вымысел", - заявил он. Создатели картины, мол, не поняли его историю. Но что тут по большому счету можно "не понять"? Разве что хакерские компьютерные технологии.
"Социальная сеть" выдвинута на "Оскара" в восьми номинациях. 17 января она стала триумфатором на церемонии вручения "Золотых глобусов", получив четыре награды, в том числе в категориях "лучший фильм" и "лучший режиссер". Фильм Финчера получился психологически многогранным и динамичным. Молодые актеры (прежде всего, Джесси Айзенберг в роли необаятельного гения) сыграли блестяще, в фильме почти нет невнятных актерских работ.
Вспоминаются другие столь же удачные картины о гениях – "Игры разума" Рона Ховарда и "Умница Уилл Хантинг" Гаса Ван Сента. В смысле денег и известности Цукербергу повезло больше всех киногероев. Просто потому, что он в совершенстве овладел компьютерными технологиями, ворвался во Всемирную паутину с давно вызревавшей в мире IT идеей и реализовал ее, поймав в свои "сети" весь мир.
В числе претендентов на звание "лучший фильм 2010 года" - и лента Кристофера Нолана "Начало" с Леонардо Ди Каприо. Эта картина – об еще одном гении, придумавшем новый способ воровства – с помощью внедрения в сны. Герой Ди Каприо – тоже гений виртуального мира, если под "виртуальностью" понимать пространство опций сознания, "зазеркалье". И его возможности опутать мир своей "сетью" тоже безграничны.
Резюмируя, можно сказать, что киноискусство устало от серых, ординарных героев-обывателей и концентрируется на ярких личностях, в том числе с интригующей репутацией, а то и вовсе авантюристах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции