Рейтинг@Mail.ru
Жизнь как бельканто - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Жизнь как бельканто

Читать ria.ru в
Дзен
Генрих Гейне как-то сострил: "Главная задача постановщика оперы – устроить так, чтобы музыка никому не мешала". Когда в опере поет Пласидо Доминго, о любых несовершенствах оперной режиссуры сразу забываешь. 21 января великий испанский тенор празднует 70-летие.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

Генрих Гейне как-то сострил: "Главная задача постановщика оперы – устроить так, чтобы музыка никому не мешала". Когда в опере поет Пласидо Доминго, о любых несовершенствах оперной режиссуры сразу забываешь. 21 января великий испанский тенор празднует 70-летие.

Вряд ли сотовые телефоны сегодня заливались бы голосами Пласидо Доминго, Лучано Паваротти и Хосе Каррераса, если бы не было знаменитого просветительского проекта «Три тенора», популяризировавшего классические оперы. Трио легендарных певцов с 1990 года и вплоть до кончины Паваротти в 2007 году ежегодно доказывало, что опера – искусство для самого широкого круга почитателей. Проект завершен, а записи концертов трех теноров по-прежнему раскупаются. Просветительские занятия по "опероведению" для всех желающих продолжаются.

"Музыка способна возвысить нас почти до совершенства", - говорит Пласидо Доминго. Его уникальный, богатый оттенками полетный голос узнаешь сразу. По вокальным данным и технической виртуозности Доминго не уступает Энрико Карузо и Марио дель Монако. Сольные диски певца – а они разнообразны по жанрам и стилям – продаются моментально. Это и записи почти всех классических теноровых партий (всего он исполнил больше 130 ролей), и романсы, и неаполитанские песни, поп и рок, а также сарсуэла. Именно с сарсуэлы – испанской комедии с пением и танцами – Доминго начинал.

Ежевичная поляна Доминго

Слово «сарсуэла» происходит от испанского "сарса" (zarza) – «ежевика». Этот музыкально-сценический жанр появился в 17 веке при дворе испанского короля Филиппа IV, в загородной резиденции, бурно заросшей ежевичником и потому названной La Zarzuela. Сарсуэлу с успехом исполняли родители Пласидо Доминго. Они даже основали собственную труппу, после того как семья в 1950 году перебралась из Испании в Мексику.

В ту пору младший сын четы Доминго, Пласидо, с удовольствием играл на пианино и гонял в футбол.

Возможно, с его хорошей техникой и умением быстро читать с листа он стал бы неплохим пианистом. Пласидо также мог бы целиком посвятить себя сарсуэле, как его родители. В 16 лет он уже пел в их труппе, а чуть позже – пытался дирижировать. Однако однокашник Доминго по консерватории в Мехико в 1959 году устроил другу прослушивание в Национальной опере. 18-летний певец тут же получил контракт. Правда, члены комиссии посоветовали ему отныне исполнять не баритональные, а теноровые партии.

Когда Доминго не было еще и двадцати, он уже исполнял в лучшем музыкальном театре Мексики небольшие партии в "Кармен", "Тоске", "Травиате", "Турандот" и "Мадам Баттерфляй".

Правда, в некоторых партиях – например, императора в "Турандот" Пуччини – ему больше приходилось молчать, чем петь, однако молодого певца это ничуть не смущало. В этой роли можно было продемонстрировать актерский дар. Спустя много лет Марлон Брандо скажет о Доминго: "Он такой же хороший актер, как и я, только я не умею петь". Елена Образцова и Зураб Соткилава не раз отмечали феноменальный импровизационный дар испанского тенора.

Рекорды Доминго

Читать автобиографию Доминго "Мои первые сорок лет" - одно удовольствие. "Все, что я делал, мне удавалось", - признает певец без ложной скромности.

Уже в 25 лет Доминго, будучи солистом Нью-Йоркской городской оперы, исполнял партии Рудольфа в "Богеме" Пуччини, Хозе в "Кармен" Бизе, Гофмана в "Сказках Гофмана" Оффенбаха, Артура в "Лючии ди Ламмермур" Доницетти. В 26 лет Доминго впервые спел Лоэнгрина в одноименной опере Вагнера.

В 1968 году певец дебютировал в Метрополитен-опера. Приболел легендарный тенор Франко Корелли, и вместо него в "Адриенне Лекуврер" Чилеа пел 27-летний Пласидо Доминго. Молодой певец ошеломил и публику, и музыкальных критиков. За всю свою карьеру он 19 раз откроет сезон в Метрополитен-опера и таким образом побьет рекорд Карузо - 17 раз.

В 1970-е-1980-е годы Доминго выступал в Ла Скала, Ковент-Гардене, Гранд-опера, Венской опере, участвовал во множестве фестивалей. Все роли его в те годы перечислить просто невозможно, равно как и регалии. С 1972 года он нередко выступал как дирижер.

Казалось бы, чего же большего артисту желать? Кинематографа, конечно, особенно если фильм снимает Франко Дзеффирелли, великий режиссер и сценограф и верный поклонник классической оперы. В 1978 году Пласидо Доминго сыграл в его фильме-опере "Кармен", а через 4 года – в "Травиате".

Пожалуй, очень немногие кинооперы могут соперничать с "Травиатой" в великолепии голосов, актерского исполнения, костюмов и интерьеров и в глубоком погружении в эпоху. Не уступает "Травиате", наверное, только "Отелло" - фильм-опера Дзеффирелли 1986 года с Доминго в главной роли.

Критики не раз называли испанского певца "лучшим оперным Отелло столетия". Венецианский мавр в интерпретации Доминго был сродни героям древнегреческих трагедий – он оказался жертвой безжалостной судьбы, его жребий был предопределен изначально. В 1991 году после спектакля "Отелло" в Вене публика не отпускала Доминго 80 минут, он выходил на поклоны 101 раз… Такой рекорд побить почти невозможно.

Подвиги в искусстве и в жизни

Много раз врачи и семья просили Доминго хоть немного отдохнуть, ненадолго забыть о выступлениях и административной работе – артдиректора двух оперных театров, Вашингтонского и Лос-Анжелесского. Но великий певец не отменял спектаклей, даже когда недомогал.

В 2009 году в прессу просочились слухи, что Доминго готов оставить сцену. Они не подтвердились. В феврале прошлого года, выступая в Токио, певец прямо на сцене почувствовал себя плохо. «Рак кишечника», - поставили диагноз врачи. Его срочно перевезли в Нью-Йорк, сделали операцию. Спустя всего полтора месяца, в апреле 2010 года, Доминго уже снова выступал – в Ла Скала. Он исполнял… баритональную партию - в "Симоне Бокканегра" Верди. "Почему вдруг баритон?" - удивлялись меломаны. Доминго отвечал: "У певца, как и у художника, есть палитра с разными цветами, которые он должен использовать".

В апреле 2010 года Пласидо Доминго собирался выступить и в России. Москва и Петербург понравились ему еще во время первых гастролей, в 1974 году, и с тех пор он не так уж редко гастролирует в стране. Но апрельские планы певца сорвались. Авиасообщение было нарушено из-за извержения исландского вулкана. Концерт Доминго в Москве состоялся 7 июня в зале «Крокус Сити Холл». Артист не только пел, но и несколько раз вставал за дирижерский пульт. Вместе с ним выступал симфонический оркестр Московской консерватории.

Франко Дзеффирелли, снявший фильм "Каллас навсегда", мог бы снять и картину об испанском теноре, рассказав о нем не просто как об артисте, но как человеке редкого обаяния, энергии и душевной теплоты.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала