Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Всегда грустно, когда умирает человек, с которым у многих связаны приятные воспоминания детства. Даже притом, что большинство из нас не знало его имени и фамилии. Я веду речь об авторе таких замечательных мультфильмов, как "Песенка мышонка", "В стране невыученных уроков", "Ох и Ах", "Про Фому и про Ерему", режиссере анимации Юрии Прыткове, который скончался в Москве на 91-м году жизни.
Развлекательная познавательность
Убежден, что для того, чтобы стать разносторонне образованным человеком, в детстве нужно не только читать Пушкина и Лермонтова, но и посмотреть – хоть бы раз – золотой фонд "Союзмультфильма".
Сейчас, когда телевидению чуть ли не круглосуточно показывают анимацию, в основном западного происхождения, юному поколению трудно себе представить, чем были для нас, детей советского прошлого, мультики. Например, смотря программу "Спокойной ночи, малыши", я всегда гадал: покажут или нет какую-нибудь мультипликационную ленту? И если показывали, это было счастьем.
Умные, занимательные, а главное, добрые мультфильмы не только улучшали настроение, но и иной раз помогали в учебе. И здесь трудно переоценить творчество Прыткова, подавляющее большинство картин которого несли в себе не только развлекательность, но и познавательность.
Как, например, мультфильм "Алло, вас слышу", в котором была показана история связи от первобытного времени до наших дней. Или "Коля, Оля и Архимед", в котором главные герои отправлялись в древние Сиракузы, чтобы познакомиться со знаменитым ученым и узнать много полезного о его открытиях. Можно вспомнить и "Нашего друга Пишичитая" – маленького книгочея с остреньким носом, бородкой и в очках, помогающего детям научиться читать.
Фронтовики пошли в мультипликацию
Фамилия Прыткова была не на слуху у публики. Юрий Александрович был скорее широко известен в узких профессиональных кругах.Наверное, свою роль сыграло то обстоятельство, что на его творческом счету не было так много ярких мультипликационных героев, как, например, у Вячеслава Котеночкина с его "Ну, погоди!" и Федора Хитрука с анимационной эпопеей про Винни-Пуха, Пятачка и ослика Иа.
Вместе со своей супругой, Татьяной Сазоновой, которая была художником-постановщиком почти всех его фильмов, Юрий Прытков создал в общей сложности более 30 мультфильмов, работая прежде всего для самых маленьких зрителей.
Прытков, как и Хитрук, воевал. Но, в отличие от Федора Савельича, который уже работал раньше в мультипликации, пришел на "Союзмультфильм" уже после фронта. Позднее Прытков вспоминал, что его несколько лет учили убивать, и после войны он больше ничего не умел делать. Слава богу, попалось на глаза объявление о наборе мультипликаторов. Судьба его была решена, а зритель получил замечательные работы.
Котеночкин же, младше их обоих по возрасту, повоевать не успел, закончив в годы Великой Отечественной артиллерийскую школу, а после – те же курсы при "Союзмультфильме".
Любопытно, что, поработав значительное количество лет художниками-мультипликаторами, все трое стартовали в качестве режиссеров в одно и тоже время – в 1962 году.
На мой взгляд, это не случайно – в эпоху "оттепели" в литературу, театр, изобразительное искусство, кино пришли новые люди, за плечами у многих из них была война. Не случайно в 60-70-х годах мультипликация стала одним из самых популярных видов киноискусства.
Ремесленник = профессионал
Известный киновед и главный редактор сайта "Аниматор" Сергей Капков в своем блоге написал, что "на "Союзмультфильме" Прыткова не считали выдающимся режиссером, называли ремесленником средней руки... Если он такой, то кто же тогда другие? Может, он и не выдающийся, но настоящий профессионал, разговаривавший с маленькими зрителями на очень высоком уровне, достойно, по-доброму и от всей души".
Не берусь судить, кем считали на "Союзмультфильме" Прыткова, но знаю точно, что фразы из его знаменитой работы "В стране невыученных уроков" по одноименной книге Лии Гераскиной давно уже стали крылатыми.
Помните? "Казнить нельзя помиловать", "Его что, трамвай переехал? – Его переехал двоечник Перестукин. Решил задачу так, что у него получилось полтора землекопа", "Казнить? Меня? За что? – За невежество, лень и незнание родного языка", "Корова, ты же должна есть траву! – Фигушки, я плотоядная!"
А кто не помнит другой его известной работы – "Песенки мышонка"?
"Какой хороший день,
Какой хороший пень,
Какой хороший я
И песенка моя!"
Очень качественно и красиво
С плохоньким режиссером вряд ли бы работали такие известные и любимые зрителем актеры, как Алексей Грибов, Анатолий Папанов, Николай Литвинов, Клара Румянова, Мария Виноградова, Евгений Весник, Людмила Гурченко, Евгений Невинный…
Заслуженный деятель искусств РСФСР, режиссер-аниматор Владимир Тарасов сказал о Прыткове так: "Он очень скромен, удивительно доброжелателен, интеллигентен. Он из тех людей, которые медленно, верно, без крика идут по верному пути. Делал фильмы только для детей, хорошие фильмы, что большая редкость, прекрасно понимал детскую аудиторию. Делал свое дело очень качественно и красиво".
Мне остается только присоединиться к этому мнению.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции