Рейтинг@Mail.ru
Второе пришествие Мавроди - РИА Новости, 14.01.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Второе пришествие Мавроди

Читать ria.ru в
Дзен
Мавроди эпохи Интернета не тот, что Мавроди эпохи Телевидения. ТВ-Мавроди из 1990-х годов - человек-загадка с когортой доверенных лиц во главе с Леней Голубковым и толпами его подданных вкладчиков. Блогер-Мавроди - невнятный очкарик, бессвязно лепечущий в своих видеообращениях о нападках на него со стороны высокопоставленных чиновников, о враждебных к нему журналистах...

Мавроди эпохи Интернета не тот, что Мавроди эпохи Телевидения.

ТВ-Мавроди из 1990-х годов - человек-загадка с когортой доверенных лиц во главе с Леней Голубковым и толпами его подданных вкладчиков.

Блогер-Мавроди - невнятный очкарик, бессвязно лепечущий в своих видеообращениях о нападках на него со стороны высокопоставленных чиновников, об угрозах, исходящих от власть имущих функционеров, о враждебных к нему журналистов, о том, что он две ночи не спал, что он никак не может найти управляющего своим фондом и т.д.

Поговорим, однако, не о самом человеке с его особенностями, способностями и с характерными свойствами. Это компетенция профессиональных психологов и талантливых беллетристов. Поговорим о его образе и двух версиях одной легенды.

***

Собственно, о схемах построения первой и второй пирамид уже подробно рассказано. И потому не стану останавливаться на том, как Сергей Пантелеевич нас дурил в прошлом и собирается обдурить снова. Более интересны предпосылки всероссийского обмана психологического и мифологического толка.

Едва рухнула социалистическая идеология вкупе с советским строем, как образовалось нечто вроде "свята места" для Большой Утопии, которое, однако, недолго пустовало. Оно было тут же захламлено ее более или менее крупными осколками.

Еще Советский Союз не окончательно почил в бозе, а уже откуда-то на нас свалился Кашпировский со своими сеансами целительной магии. Он продавал здоровье оптом и в розницу. Но больше предпочитал оптом. Потому настаивал на телевизионных сеансах.

Потом на нас упал Жириновский с его политической клоунадой. И тоже не мыслил себя вне телевизора. Ну и следом за ними пожаловал финансовый благодетель Мавроди. И опять же - через телевизор.

Причем откуда что бралось. А потом куда-то все проваливалось. Как в сказке - чертовщина с первыми петухами.
Так могло показаться еще совсем недавно. Но не тут-то было. Год назад на телевизионном небосклоне снова взошла звезда Кашпировского. Светила, правда, она уже не столь ярко, да и, мелькнув в нескольких программах, погасла.

Теперь на второй круг зашел Мавроди. У него, на мой взгляд, поболее шансов и подолее времени удержаться на небосклоне общественного интереса. На него "работают" благоприятные социокультурные обстоятельства (неустойчивая экономическая ситуация, разнобой в политических рецептах относительно выздоровления общества) и новейшее технологическое оснащение в деле успешного пирамидостроительства - Интернет.

Чтобы по достоинству оценить то и другое, следует вспомнить былое. Оно, смею думать, основательно подзабыто.

***

Первое "пришествие" случилось в середине 1990-х годов, когда страна шагнула в рынок, в царство частной собственности. Кто-то в него рванул опрометью, а всех остальных поставили перед фактом. Ну, и бросились выплывать кто как может. Кто подался в политику, кто - в бизнес, кто - в бандиты, а отдельные наиболее остроумные граждане - в наперсточники.

В широком смысле этого слова. "Остальные" почувствовали себя выброшенными на произвол судьбы. На них, понятное дело, не нужен был нож. С три короба им наврешь - и делай с ними, что хошь…

Собственно, этим и занялись пирамидостроители.

Пирамидостроители - это вам не уличные кидалы. Они в то время были офисными персонажами, вполне себе респектабельными ударниками объегоривания простодушных граждан. Мавроди оказался наиболее знаковой фигурой среди них, главным образом, потому, что он со своей рекламной мифологией попал в точку.

***

С началом капиталистических отношений большинство создателей рекламных роликов поспешили пойти по пути забвения социалистических ценностей и изживания коллективистских рефлексов. И теоретически были правы. Народ в новой социальной ситуации надо было не сплачивать, а подначивать в стремлении что-то купить, что-то поиметь, куда-то поехать.

Реклама в потребительском обществе - это индустрия соблазна, на грани и за гранью обмана. Отсюда ее внимание к наживке и упаковке.

Сегодня упаковка (вместе с наживкой) в основном гламурно-сексуальная. А вот тогда, в 1990-х годах, креативщики АО "МММ" пошли другим путем. Вполне себе советским. Они не стали идеализировать и огламуривать вкладчика.

Разве Леня Голубков был образчиком буржуазной респектабельности? Или Рита Голубкова стала сексуальным символом нации?. . Разве заморочки относительно сапог, машины и дома в Париже кого-то могли обмануть?.. Каждому сколько-нибудь разумному обывателю было видно, что это - вранье; вранье смешное в силу своей простодушной наглости.

То был старый добрый блеф о социальном братстве и надеждах на общую халяву - от каждого по способности (возможности), каждому по потребности.

"Братство" представляло собой своего рода фокус-группу. В том смысле, что каждой твари было по паре: супружеская чета экскаваторщика и домохозяйки, пара студентов, пара пенсионеров, пара провинциалов…

Скорее всего, создатели этой рекламной саги сообразили, что советские рефлексы и социалистические инстинкты - еще не пройденный этап, что на этом поле можно собрать еще один урожай. На сей раз - не идеологический, а коммерческий, в виде добровольных одолжений вкладчиков.

Простые люди мало-помалу заселили общежитие "МММ", и не хватало в нем до определенного времени того, кто стоит на вершине пирамиды. Не хватало ее олицетворения. Не хватало самого-самого простого и человечного человека, то есть вождя.

В конце концов, он явился на сцену. Как сейчас, помню ролик с Леней Голубковым, который в своей телефонной трубке услышал голос родного и великого Пантелеича. Закадровый голос сообщил зрителям: "Заволновался Леня".

Леня заволновался подобно профессору Полежаеву из "Депутата Балтики", которому дозвонился вождь мировой революции. Профессор был в шоке. Вот и Леня не мог поверить, что его, простого и обыкновенного парня, отыскал и удостоил личного телефонного разговора такой всемогущий человек как Мавроди.

"Великий человек", едва его пирамида сдулась, бросился в бега. Его поймали, арестовали… Его судили и посадили

Смотреть фотоленту "Судебные приставы забрали Мавроди с презентации его книги" >>

То ли на нарах, то ли на свободе у него созрела идея проекта новой пирамиды. На сей раз - виртуальной, но с реальным денежным наполнением.

Изменилась и легенда. Прежде Леня Голубков обижался, когда его называли халявщиком. Он отвечал не без гордости: "Я не халявщик, я - партнер". Капиталистический интерес не исключался.

Теперь Мавроди по-другому крышует свой проект: его пирамида - не бизнес-предприятие, а гигантская "касса взаимопомощи". И потенциальный Голубков теперь уже не партнер и тем паче не халявщик, а товарищ, помогающий другому товарищу в решении его материальных проблем.

Иными словами, круговая порука растущего и всеобщего благоденствия. Эта наживка посильнее коммунистической Утопии.

***

Старая пирамида строилась в условиях безразличия к затее со стороны государства. "МММ-2011" зачата при активном сопротивлении с его стороны. Но пока что сугубо риторическом сопротивлении с недвусмысленными угрозами уголовного преследования инициатора.
Дерзкий вызов одиозного Мавроди государственной машине несомненно добавит симпатий первому, что может оказаться не столь и безобидно для второго.

Мавроди уже обдумывал идею инвестиции своей популярности в политику. И даже предпринимал некоторые шаги в этом направлении. Не исключено, что он вернется к ней.

Как сейчас помню один из его рекламных роликов, который шел под песню Высоцкого, где звучали такие слова:

"Я знаю - мне не раз в колеса палки ткнут.

Догадываюсь, в чем и как меня обманут.

Я знаю, где мой бег с ухмылкой пресекут

И где через дорогу трос натянут".

Дорогу, пролегающую через Интернет, пресечь гораздо, как я понимаю, труднее, чем ту, что проходит через телевидение и Манежную площадь.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала