МОСКВА, 12 янв - РИА Новости. Госдума рассмотрит в среду в первом чтении президентский законопроект, направленный на либерализацию уголовного законодательства РФ и исключающий нижние пределы санкций в виде лишения свободы почти по 70 составам преступлений.
Президент РФ Дмитрий Медведев внес в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" 30 ноября 2010 года.
Законопроект предлагает из 68 составов преступлений исключить нижние пределы санкций в виде лишения свободы, тогда как их верхние пределы, которые определяют степень общественной опасности преступления, остаются неизменными. Тем самым суду предоставляется возможность проявлять более дифференцированный подход при назначении наказания за преступления указанных категорий, говорится в пояснительной записке к документу.
Наряду с этим, законопроектом предполагаются изменения, которые предоставят судам большую вариативность при назначении наказаний, не связанных с лишением свободы. Так, санкции 11 составов преступлений дополнены таким видом наказания, как штраф (в качестве основного вида наказания), 12 составов преступлений - исправительными работами. Также в 115 составах преступлений исключен нижний предел наказаний в виде исправительных работ и ареста.
Согласно законопроекту, предусматривается также, что суд будет решать, отменить или сохранить условное наказание, если осужденный в течение испытательного срока совершил преступление по неосторожности или умышленное преступление небольшой или средней тяжести. Предлагается также применять аналогичный подход к вопросу отмены условно-досрочного освобождения, если заключенный совершил преступление небольшой или средней тяжести умышленно.
"В соответствии с частью второй статьи 10 УК, если уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом", - говорится в сопроводительных документах к законопроекту.
Медведев, обращаясь с посланием к Федеральному Собранию РФ, заявил о важности того, чтобы суды не воспринимали верхний предел наказания "как единственный ориентир для назначения наказаний". Он призвал шире применять штрафы в качестве наказания за преступления, не связанные с насилием.
С 1 января 2010 года вступил в силу закон, который запрещает заключать под стражу подозреваемых или обвиняемых в уклонении от уплаты налогов. А весной этого же года Медведев утвердил поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, предусматривающие, в частности, замену заключения под стражу для обвиняемых в экономических преступлениях на залог. В результате число арестов подозреваемых в совершении преступлений за первые шесть месяцев 2010 года уменьшилось на 20%.
"Изменения не затронут наказания по статье 105 УК РФ "Убийство", преступления против свободы, чести и достоинства личности, несовершеннолетних, здоровья населения, нравственности и, конечно, основ конституционного строя и безопасности государства", - пояснил РИА Новости первый зампред комитета Госдумы по законодательству Владимир Груздев.
По его словам, очень многое будет зависеть от формирования правоприменительной практики.
"Нужен единый подход в применении новых норм, но стоит опасаться возможности возникновения прецедентов, ведь особенно ценен для нас этот проект тем, что позволяет уйти от шаблонности в действиях суда и правоохранительных органов, каждое дело должно рассматриваться индивидуально. В суд снова должны начать ходить за справедливостью, а не просто за решением! Возрастает уникальность и важность судейского права на "личное усмотрение", - сказал Груздев.
Он также отмечал, что инициатива президента РФ по дифференцированному подходу при назначении наказаний и отмене нижнего предела наказаний за нетяжкие преступления будет уточняться на пленуме Верховного суда РФ, если судьи неправильно ее поймут.
"Закон не должен быть максимально детальным. Всегда остается риск, что мы его сделаем исчерпывающим и что-то упустим, а, соответственно, целая категория граждан или преступлений может выпасть. Закон устанавливает рамки. Дальше судья принимает решение, основываясь на комплексном подходе. Потом будет еще апелляционная, кассационная инстанция. Если увидим, что практика не меняется, то будем в постановлении пленума давать четкие разъяснения. Там уже будет проще, потому как это подзаконный акт", - отметил первый зампред комитета.