Главный тренер сборной России по конькобежному спорту Константин Полтавец в эксклюзивном интервью "Р-Спорту" рассказал о том, как складывался чемпионат Европы в Коллальбо для его команды, назвал Ивана Скобрева примером для всех российских конькобежцев, а также заявил о необходимости изменить культуру тренировочного процесса.
- Если говорить о выступлении сборной России в Коллальбо, каким был для нее этот турнир?
- В целом, я доволен. Были, конечно, один-два аспекта, которые расстроили. Например, падение Кати Шиховой. Однако мы все-таки бегаем на коньках, и хоть и называем лед нескользким, но как бы там ни было он скользкий и ничего с этим не поделаешь. Случаются и падения, которые отбрасывают тебя в самый конец турнирной таблицы.
- Выступление Байнова как оцениваете?
- Паша показал себя в таких тяжелых условиях на открытом катке настоящим бойцом. В тот момент, когда я увидел его на отборочных соревнованиях, после которых мы и привлекли его в сборную, то сразу понял - есть с чем работать. У него неплохие возможности для роста, для того чтобы добиться определенных успехов. Не буду делать конкретных прогнозов, но есть неплохие перспективы.
- А девочки со своей задачей справились?
- Сразу могу сказать, что в Коллальбо всем было очень тяжело - была непростая погода, постоянно менялся ветер. Мы уже, наверное, привыкли к хорошим условиям в закрытых помещениях, поэтому выступления на этом турнире дались очень непросто. Девочкам пришлось особенно сложно, потому что бег на таком катке требует максимума физических усилий. Могу сказать, что они хорошо выступили на это чемпионате, работали хорошо, есть прогресс. Они и летом хорошо тренировались, но нужно еще больше работать, больше тренироваться, изменить отношение к тренировочному процессу. Считаю, что все неудачи и та неудовлетворенность, которые остались от этого турнира, должны стать ежедневной мотивацией для усиленной работы в будущем.
- У Мартины Сабликовой нет проблем с мотивацией.
- Никаких. Несмотря на все свои проблемы - микротравмы и болезни - она подошла к этому турниру в боевой готовности. Когда мы были на первом сборе в Коллальбо в конце декабря, я вышел на пробежку, и вижу как Мартина в мороз лезет в гору на маунтинбайке, хрипит, старается. Это еще раз подтверждает то, что работать надо больше, надо мотивировать себя, приучать к тяжелой работе. У нас ведь перед глазами пример Скобрева. Это пример для всех российских конькобежцев. Нужно менять всю культуру тренировки.
- Противостояния между Ховардом Бекко и Скобревом в Коллальбо не получилось. Ждали большего от соперников Вани?
- Честно сказать, я ожидал, что противостояние с Ховардом получиться более тяжелым, а борьба - более бескомпромиссной. Мои ожидания оправдал Кун Фервай, который хорошо выступил на этом турнире. Он мой бывший ученик, я стоял с ним на льду, когда он был еще юниором. Правда, я высказал Куну свое недовольство его неспортивным поведением и бегом на "десятке", когда он всю дистанцию сидел за спиной у Вани Скобрева. Получилось довольно трусливо. Я не стесняюсь говорить ему такие вещи. Спорт есть спорт. Хочешь бороться - побеждай честно в очном противостоянии. Определенного рода сюрпризом стало выступление Яна Блокхайзена, который в чем-то даже превзошел самого себя. Воутер олде Хойвел мог выступить и получше.
- На чемпионате мира в Калгари кто будет основным соперником Скобрева?
- Думаю там все сведется к противостоянию с Шани Дэвисом и Сон Хун Ли. Однако фактор быстрого льда в Канаде может преподнести свои сюрпризы. Высота там примерно такая же, как и в Коллальбо, но лед более быстрый. Это требует других адаптационных моментов - в плане подбора техники, в плане подбора "овала", в плане подбора частоты шагов. Тут все может решиить любая мелочь.
- Говорят, что в Коллальбо легче бегается тем, у кого меньше масса тела. Это правда?
- Лишь отчасти. По законам физики, на высоте легче людям с меньшей массой тела, просто потому что кислорода не хватает. К тому же на мягковатом льду, тем, кто легче, удобнее работать. Когда мы были в Коллальбо на первом декабрьском сборе, стоял мороз, и лед был пожестче. Если бы была такая погода сейчас, думаю наши Шихова с Лобышевой могли бы пробежать и получше, хотя в принципе девочки и так показали неплохие результаты.
- За выступлениями спринтеров на чемпионате России успевали следить?
- Да, конечно. Сейчас могу судить только по результатам - лидеры подтвердили свой класс. И Дмитрий Лобков, и Ольга Фаткулина, и Алексей Есиков. В российском спринте на самом деле не такой уж большой запас, не говоря уже о золотом запасе. Это все надо строить и лелеять. Если говорить о многоборцах - здесь важно не сбиваться с курса, правильно выстроить работу во всех направлениях и настроиться на то, что придется очень много трудиться. В спринте дело не только в физике, там очень многое решает техника и плюс особая психология.
- Будете привлекать психолога к работе с командой?
- За рубежом все чаще с командами работают люди, у которых есть диплом психиатра. Сейчас многие из них начинают специализироваться в области спорта высоких достижений. Если такая возможность нам представится, будем этому рады. Я пока не знаю, есть ли такие специалисты в России, но будем искать. В таких вещах важно расставить приоритеты и не упустить всех деталей. Например, у нас нет даже механика, чтобы точить коньки. Людей, которые работают с командой довольно мало. Мы одни.
- А голландцы высаживаются на такие турниры десантом.
- Точно. И каждый из этих "десантников" имеет навыки работы в разных специальностях и не стесняется их применять. У них физиотерапевт может быть и видеооператором тоже, он же и мануальный терапевт, и частично психолог, и отчасти диетолог, и даже тренер по физподготовке. Мы, конечно, тоже можем наточить коньки - мы выточили и Ване "овал", и Юле Скоковой, и Паше Байнову. Это все не так просто дается. Слава богу, нам верят спортсмены, и хочется поблагодарить всю команду. Мы все ощущаем, что она становится по-настоящему сплоченной. Это здорово.