Рейтинг@Mail.ru
Новогодние традиции, политика, креатив - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новогодние традиции, политика, креатив

Читать ria.ru в
Дзен
Немало современных праздников в том виде, как мы их знаем, являют собой причудливую смесь древних языческих традиций, христианских обрядов, народных суеверий, политической конъюнктуры. Новый год, пожалуй, самый яркий тому пример.

Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.

Немало современных праздников в том виде, как мы их знаем, являют собой причудливую смесь древних языческих традиций, христианских обрядов, народных суеверий, политической конъюнктуры. Новый год, пожалуй, самый яркий тому пример. Соперничать с ним в этом отношении могут разве что День святого Валентина и Рождество, где помимо религии и политики явно прослеживается креатив маркетологов.

Не мечом, так хитростью

Мы редко задумываемся над смыслом народных названий религиозных праздников. Колядки на Рождество, день Ильи-громовержца или Ивана-Купалы – откуда столь причудливое переплетение христианства и русского язычества? Меж тем это древний военно-политический трюк: не можешь побороть – возглавь. Чужеземные завоеватели или ревнители новой религии брали старинные поверья и придавали им новые смысловые значения. Подобные "накладки" происходили не один раз, в результате истинный смысл того или иного обряда или религиозного праздника проследить почти невозможно.

Один из первых и ярких примеров приспособления религии к политической конъюнктуре продемонстрировали древние арьи во время своего вторжения в Индию примерно две тысячи лет до нашей эры. Откуда в индуизме столько причудливых божеств, все эти бесчисленные аватары? Да очень просто (так, по крайней мере, считают некоторые исследователи): чтобы сбить накал религиозных противоречий и заручиться лояльностью местных элит, захватчики включали в свой пантеон как местные божества, так и самих туземных властителей. Допустим, некое племя чтит слона в качестве родового тотема. Отлично – в ведическом пантеоне появляется слоноголовый сын Шивы Ганеша. Или божеству Ганапати из Ригведы придается облик слона, кому как больше нравится.

Впоследствии схожий прием широко применяла христианская церковь: святые наделялись чертами древних богов (так и стал библейский пророк Илия вдруг громовержцем, а святой Иоанн Креститель богом Купалой), а буйным языческим празднествам придавался смиренный христианский смысл. Результатом этого процесса стало появление рождественских каникул в Европе и новогодних у нас.

Чужой среди своих

Немало исследователей считают новый год искусственным праздником. Все в нем не так. Петр I буквально насаждал новый праздник, как царскую прихоть, большевики пропагандировали светское новолетие в пику религиозному Рождеству. Даже символика праздника была рождественская, разве что Вифлеемская звезда на елке уступила место красной, да чудеса религиозные сменились сказочными.

Распорядителем праздника стал Дед Мороз, чей образ сформировался в XIX веке, а его бессменная "секретарша" Снегурочка была заимствована частично из русских легенд, частично из одноименной пьесы. В общем, чистая политика, да и только.

И корнями своими Новый год хоть и уходит в язычество, но не в наше, а римское. В 46 году до нашей эры Юлий Цезарь повелел отмечать новый год 1 января, совместив новолетие с чествованием двуликого божества Януса (отсюда и название месяца, январь). Но вряд ли прижился бы праздник, не будь у него еще более древних, русских корней.

Когда древние русичи праздновали новый год, доподлинно неизвестно. Говорят о весне, начале осени или зиме. Но точно известно, что одним из наиболее чтимых языческих празднеств были дни летнего и зимнего солнцестояний. Коляда – так славяне называли самый короткий день в году и отмечали его как праздник обновления: старое Солнце умирает, на его место приходит новое. Отсюда и богатые праздничные традиции – застолье, колядки, гадания. И недельное празднование – Коляда. Даже праздничное дерево: у славян, как и у многих других европейских народов, религиозные обряды проходили в священных, правда, не еловых, а дубовых, рощах.

Красный, довольный, продажный

С рождеством все сложнее – когда в действительности родился Иисус Христос, не знает никто, дата 25 декабря впервые упоминается лишь в 221 году уже нашей эры. Зато точно известно, что не только славяне, но практически все европейские народы чтили дни летнего и зимнего солнцестояния.

Те же римляне праздновали 25 декабря как день Непобедимого Солнца (Sol Invictus), и праздник был столь любим, что отменить его не удалось после запрета языческих культов. Угрозы и уговоры властей оказались бессильны. Раз так – празднуйте, только пусть праздник рождения Солнца станет праздником Спасителя мира!

А потом к делу подключились коммерсанты. Мрачноватый епископ Мир Ликийских Николас (он же Николай Чудотворец), раздававший беднякам подарки на Рождество, мало походил на современного слащавого Санту. И вряд ли он стал бы популярнейшим символом праздника, если бы… Если бы компания Coca-Cola не задалась вопросом, как поддержать продажи прохладительного напитка зимой и привлечь детскую аудиторию. По заданию фирмы художник Хэддон Сундблом изобразил веселого старичка разодетого в корпоративные цвета Coca-Cola – красный полушубок с белой опушкой и со стаканом колы в руке. Поскольку образ был рассчитан прежде всего на детей, его дополнили всеми возможными сказочными атрибутами: кокакольный Санта путешествует по воздуху на оленьей упряжке, ему помогают эльфы и волшебные зверушки. Но кто сейчас вспоминает, что всемирно признанный символ рождества – не более чем удачный рекламный продукт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала