Действующий чемпион Кубка мира по ралли-рейдам FIA Леонид Новицкий в разговоре с корреспондентом агентства спортивных новостей "Р-Спорт" Артемом Кузнецовым рассказал о подготовке к главному старту сезона, который намечен на 1 января. По ходу беседы были также затронуты темы развития автоспорта в России, специфики самого престижного в мире автоспорта ралли-марафона и отношении пилотов-мужчин к коллегам противоположного пола.
- Поскольку год получился богатым на события, Россия в "Формуле-1" теперь представлена пилотом, командой и Гран-при, хочется узнать, как вы оцениваете эти события с позиции их влияния на развитие автоспорта в стране?
- Радует, что руководство страны сейчас уделяет большое внимание спорту в целом и автомобильному спорту в частности. Если на этот вид обратили внимание, то его развитие обязательно последует. Моментального результата ждать, разумеется, не стоит. Это долгая работа, которая в итоге должна привести к прорыву. Все начинается с детско-юношеского спорта. Этому направлению правительство страны уделят особое внимание. Будем надеяться, что в будущем мы увидим большое число конкурентоспособных пилотов во всех дисциплинах.
Вторая составляющая развития автоспорта – это финансирование. Поскольку этот вид достаточно затратный, необходимо участие в развитии автомобильного спорта частных компаний. Этот вопрос очный сложный, потому что одним только вливанием денег в ту или иную команду или дисциплину, задачу не решить. Необходимо понимать, что сейчас у нас в стране не существует рынка спортивной рекламы. А деньги "Газпрома" во всех спортивных направлениях задействовать невозможно. Поэтому сейчас необходимо создавать рынок спортивной рекламы. Если это удастся, то в этот бизнес придут компании, которые традиционно продвигают свои товары за счет размещения рекламы на спортивных автомобилях.
- А эти компании, вкладывая деньги в российский автоспорт, могут рассчитывать на финансовую отдачу?
- Разумеется, пока частные спонсоры не удостоверятся, что вложение денег себя оправдает, иди на это они не будут. По этой причине важную роль играют средства массовой информации, которые должны создать интерес к автомобильному спорту.
- Если представить, что необходимое информационное поле вокруг автоспорта создано, экономическая ситуация в стране и уровень благосостояния общества способны обеспечить отдачу?
- Платежеспособность и спрос у населения нашей страны существует, экономическое состояние страны хорошее. Россия развивается динамично, так что я не вижу причин, которые могут помешать открытию этого рынка. Образно говоря, необходимо лишь откупорить пробку и реклама сразу потечет.
- Если вернуться к первой части вашего ответа на главный вопрос, могу привести вам мнение менеджера российского пилота "Формулы-1" Виталия Петрова Оксаны Косаченко, которая летом заявила о том, что в России нет автоспорта, а местная федерация ничего не делает для поддержки подрастающих автогонщиков. Что вы на это скажете?
- Дорогу осилит идущий. По этой причине необходимо не говорить о бедах, а искать пути их преодоления. Поскольку внимание на решение этого вопроса уже обращено, не далек тот день, когда автоспортом начнут заниматься и в небольших городах.
- Если ориентироваться на опыт западных коллег, сколько трасс необходимо России для того, чтобы у нас с завидной частотой появлялись высококлассные гонщики и сколько времени может, по-вашему, занять работа по их созданию?
- Безусловно, инфраструктура нуждается в реставрации. Если же говорить о моей дисциплине (ралли), то наши бескрайние просторы для этого и предназначены. Огромное число проселочных дорог хорошо подходят для использования. Безопасность же трассы обеспечить нетрудно.
- В связи с этим за будущее ралли-рейда "Шелковый путь", который проходит по территории России, переживать не стоит?
- Работа Семёна Семёновича Якубова (руководителя автогоночной команды "КАМАЗ-мастер"), который является идейным вдохновителем и организатором этого мероприятия вызывает уважение. Он привлек работе крупнейшую в мире компанию по организации спортивных мероприятий, которая называется ASO. Соревнование организовано на высшем уровне и соответствует всем мировым требованиям. Будем наедятся, что после двух лет успешного проведения, это ралли будет развиваться и дальше. Я могу сказать, что в 2011 году команда BMW X-Raid, за которую я выступаю, включила "Шелковый путь" в свой соревновательный календарь.
- Переходя непосредственно к "Дакару", в первую очередь хочется узнать, как проходила подготовка к ралли-рейду?
- Проделана огромная работа, как с автомобилями, так и с экипажами. Весь сезон был посвящен подготовке к этому крупнейшему соревнованию. От имени команды могу сказать, что мы подошли к нему в хорошей форме. Техническое оснащение автомобилей позволяет нам больше надеяться на то, что нам удастся победить. В конце осени мы совершили два выезда в горы, где тренировали организм переносить условия высокогорья, поскольку несколько участков "Дакара" будут проложены по горной местности. При подготовке на наших автомобилях мы проехали в общей сложности около 10 тысяч километров. Машины стали быстрее, комфортнее, что очень важно.
- Во время подготовки команды пилоты готовятся по индивидуальным программам или у каждого гонщика своя система тренировок?
- Наша команда будет состоять из четырех экипажей. Моим спарринг-партнером на протяжении всего сезона был Стефан Петерансель (девятикратный победитель "Дакара"). Вместе мы проехали много километров, он со мной делился своим опытом. Я надеюсь, что его уроки не пройдут даром.
- Между пилотами BMW X-Raid существует конкуренция или все нацелены на достижение командного результата?
- Есть генеральная линия, которой мы следуем. Если по ходу соревнования у нас появляется лидер, то вся команда начинает на него работать. Один экипаж идет в качестве страховочного, а остальные работают на эти два экипажа. Это правило. Личный результат важен, но есть команда, которая и определяет стратегию.
- В связи с этим, главное для пилота команды захватить с начала ралли лидерство?
- Да. И показать стабильные результаты. После этого будет проще.
- "Дакар" уже третий год будет проходить в Южной Америке. Как вы думаете, марафон имеет возможность вернуться в Дакар? Либо пилотам настолько понравилась Южная Америка, что в Африку они возвращаться не планируют?
- Если бы пилоты определяли место соревнований, то я уверен, ралли вернулось бы в Африку. Потому что многие гонщики очень любят Африку. Не знаю, чем она нас всех так приворожила, но один раз побывав в Сахаре, хочется туда еще раз вернуться. Но поскольку место проведения определяют организаторы соревнования, вопрос остается открытым. Надеюсь, что на следующий год соревнования вернутся в Африку.
- Ваш главный конкурент в борьбе за победу на предстоящем "Дакаре"?
- Конечно Volkswagen. В этом году ничего не поменяется.
- Будете ли по ходу ралли общаться с российскими пилотами из команды "КАМАЗ-мастер"?
- На биваках мы обязательно будем общаться, мы дружим командами. В предстоящем ралли мы договорились, что один из грузовиков "КАМАЗ" будет нас поддерживать по ходу ралли в качестве быстрой "технички". Поэтому с "КАМАЗ-Мастер" у нас очень тесное сотрудничество.
- Поскольку у нас недавно появилась в "Формуле-1" команда с российскими инвесторами, стоит ли жать того, что будет создана и отечественная раллийная команда?
- Должна появиться. Для создания положительно имиджа России на международной арене это хороший инструмент.
- Есть какие-то предпосылки? Может быть, уже блуждают слухи на эту тему?
- Я не слышал. Но буду рад, если меня пригласят в такую команду. При этом не обязательно создавать команду на основе отечественных марок автомобилей. Можно сделать прототип. Если работаешь над созданием имиджа страны, то за основу можно взять иностранный автомобиль и назвать его, условно, "Россия". Или "Ё".
- Да, Михаил Прохоров занялся машиностроением. Может и до ралли дойдет.
- Не исключено.
- Возвращаясь к "Дакару", хотелось узнать ваше мнение о сложности маршрута. История ралли знает много трагических примеров. Удалось ли уже узнать, где может подстерегать опасность?
- К сожалению, о содержании трассы мы знаем мало. Дорожные книги, в которых отмечены все опасные места, выдаются накануне соревновательного дня. Поэтому заранее предугадать, где подстерегает опасность, сложно. Штурманы у нас в команде отличные, так что надеюсь на их мастерство.
- Мотоциклисты очень мешают, когда едешь по трассе?
- Бывает. Мотоциклисты больше подвержены нагрузкам, из-за чего они быстрее утомляются. Да и технические средства у них не всегда самые современные, по причине чего они не всегда правильно реагируют на твое приближение. Естественно, к мотоциклистам надо относиться осторожно и объезжать их как можно дальше.
- А как относитесь к женщинам, которые участвуют в ралли "Дакар"?
- Великолепно. Я выступаю за то, чтобы их было как можно больше, чтобы разбавить мужской коллектив. Мужики и бриться будут чаще.
- Над женщинами-пилотами подшучиваете?
- В мужском коллективе, безусловно, шутки на эту тему бывают. Одна из самых распространенных звучит так: "Ютта Кляйншмидт (победительница "Дакара-2001") ко дню отдыха (который наступает на середине ралли) видится моделью".
- Что за оставшиеся дни до старта "Дакара" будете делать?
Времени осталось немного. До старта, который по традиции будет 1 января, надо хорошо отдохнуть, набраться сил, побыть с семьей, поздравить близких с предстоящими праздниками и сосредоточиться на гонке.
- Удастся расслабиться перед гонкой, старт которой совпадает с Новым годом?
- По традиции команда собирается в ресторане, в 12 часов соком и минеральной водой мы встречаем Новый год, после чего идем спать.