МОСКВА, 24 ноя - РИА Новости, Ольга Липич. Документальный четырехсерийный фильм Дмитрия Таланкина "Экклесиа (собрание призванных)" о церкви, новомучениках XX века и современной "цельной" православной молодежи возвращает в документальный кинематограф главенство эстетического начала, заявили автор и эксперты из Московского патриархата в среду на пресс-конференции в РИА Новости, посвященной премьере картины.
Впервые зрители увидели ее в понедельник в Доме кино. "Фильм, посвященный церкви, собрал огромную аудиторию - полторы тысячи человек. Как нам сказали в Доме кино, такого не было давно", - сообщил ведущий пресс-конференцию ответственный редактор "Журнала Московской патриархии" и газеты "Церковный вестник" Сергей Чапнин.
По его словам, "это не публицистика, не разговор "на злобу дня", а новое документальное кино, которого в России не было давно".
"Нельзя говорить о Боге, о церкви, если это некрасиво, тенденциозно... Практически все наше документальное кино стало научно-популярным, в него приглашается диктор... Классический документальный кинематограф пытается взглянуть на происходящее, не комментируя", - убежден режиссер, продюсер и композитор Дмитрий Таланкин.
А "настоящая красота", по его словам, - "это то, что всегда говорит о божественном... приоткрывает нам этот божественный мир".
"В картине очень много музыки. Мы рассчитывали, что даже если ее посмотрит иностранец, не знающий русского языка, он ее поймет", - отметил автор. Суть фильма, добавил он, передается в основном "через пейзажи и лица, которые двигаются в сторону лика".
Приоритет визуально-музыкального ряда в картине и ее большую значимость для отечественного кинематографа, в котором немало документальных фильмов о церкви, отметил и член Совета по культуре и искусству при президенте РФ, ответственный секретарь Патриаршей комиссии по культуре, наместник Сретенского монастыря Москвы архимандрит Тихон (Шевкунов), учившийся вместе с Дмитрием Таланкиным во ВГИКе.
"Мы ждали, когда Дмитрий скажет свое слово в том деле, которому он учился и которому служил его знаменитый отец. И вот оно сказано", - заявил архимандрит Тихон.
Он выразил надежду, что переговоры о выходе фильма на широкий экран завершатся успехом.
Создатели картины рассчитывают, что она будет показана на одном из федеральных каналов. При этом наиболее реальным они считают демонстрацию фильма на канале "Культура", отмечая, что его аудитория невелика, но преимущество - в отсутствии разрывающей киноленту рекламы.
Что же касается DVD-дисков со всеми четырьмя сериями фильма, то их число будет зависеть от спроса. В некоторые страны ближнего и дальнего зарубежья они уже отправлены.
Участники пресс-конференции подчеркнули, что феномен церкви в картине "Экклесиа" осмысляется "через призму" деятельности Православного Свято-Тихоновского университета (ПСТГУ), уже много лет занимающегося изучением эпохи гонений на церковь в XX веке и составлением "базы новомучеников и исповедников российских".
"Поражает, когда видишь молодых людей со стержнем, со стремлением к святости. А там учатся не только будущие клирики", - пояснил Таланкин.
"Уже более 20 лет ведется работа по сбору материалов о мучениках. В середине 1990-х годов открылась возможность работать с ранее засекреченными материалами спецслужб. В совокупности собранные материалы и дают возможность воссоздать историческую картину", - сказал завотделом новейшей истории РПЦ Свято-Тихоновского университета, кандидат исторических наук священник Александр Мазырин.
По его словам, "единственная церковь в мире, которая сейчас динамично развивается, - это церковь русская". Большую роль в этом, как считает Мазырин, сыграл вклад новомучеников в "сокровищницу святости" РПЦ.
Четыре серии фильма "Экклесиа" озаглавлены соответственно: "Кузница кадров", "Пристань", "Сохранившие Церковь" и "Казахский тракт". География картины - Москва (ПСТГУ), Валаам, Торопец, Сибирь, Крайний Север, Казахстан.
Финансирование съемок, как сообщил режиссер, обеспечили три жертвователя, пожелавших остаться неназванными. При этом некоторые создатели картины работали за символическую плату.