Рейтинг@Mail.ru
Парфентьев: право на семейное образование необходимо сохранить - РИА Новости, 12.11.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Парфентьев: право на семейное образование необходимо сохранить

© Фото : предоставлено ГУ-ВШЭПредседатель Межрегиональной общественной организации "За права семьи" Павел Парфентьев
Председатель Межрегиональной общественной организации За права семьи Павел Парфентьев
Читать ria.ru в
Станет ли дошкольное образование обязательным и будет ли исключена возможность получения начального общего образования в очно-заочной и заочной форме – об этом в интервью РИА Новости рассказывает председатель Межрегиональной общественной организации "За права семьи" Павел Парфентьев.

Продолжается обсуждение нового интегрированного федерального закона "Об образовании". Станет ли дошкольное образование обязательным и будет ли исключена возможность получения начального общего образования в очно-заочной и заочной форме – об этом в интервью РИА Новости рассказывает  председатель Межрегиональной общественной организации "За права семьи" Павел Парфентьев.

- Павел, широкий общественный резонанс получило сообщение о том, что новый законопроект предусматривает обязательное предшкольное образование. Многие подумали, что родители отныне будут просто обязаны отдавать детей в детсады за год до школы.

- Действительно, в тексте законопроекта, который был представлен на общественное обсуждение и который сейчас можно найти на сайте Минобрнауки, говорится о том, что именно родители обязаны обеспечить получение ребенком дошкольного образования за год до школы (ст. 48) и что это должно происходить в очной форме (ст. 100). Эти формулировки и вызвали тревогу родителей. У нас, по данным опросов ФОМ, около 14% российских семей не хотят отдавать детей в детские сады. А среди жителей Москвы это показатель еще выше – 27%.

Я, например, в этой инициативе вообще не вижу большого смысла. Исследования, которые проводились в странах, где введено обязательное дошкольное образование, показывают, что на успеваемость детей раннее образование существенно не влияет: начиная с 4 – 5 классов результаты в учебе тех, кто получал и кто не получал дошкольного образования уравниваются - статистически значимой разницы между успехами детей нет. (А вот вероятность поведенческих проблем в средней школе – хоть это другая тема – детский сад, по данным исследований, увеличивает.)

- Эксперты, комментируя тему обязательного предшкольного образования, поясняют, что речь идет об обязанности государства, а не родителей предоставить всем семьям право воспользоваться предшкольным образованием.

- В таком виде это не вызвало бы возражений… Но в тексте законопроекта формулировки иные. Надеюсь, что нас услышали, и будут внесены соответствующие поправки. Предшкольное и дошкольное образование должно быть правом родителей и обязанностью государства - а не наоборот.

Сейчас многие родители хотят воспользоваться правом на дошкольное образование – и не могут. По данным за 2009 год, охват детей детсадами – 59%. В очереди – 19% семей.

Если родители самостоятельно занимаются с детьми, естественно было бы, чтобы у них была возможность по желанию получать бесплатные консультации по дошкольному воспитанию. Это бы гарантировало семьям доступ к дошкольному образованию, не накладывая на них дополнительной обязанности.

- Еще одно из положений, вызвавших широкое обсуждение, – исключение возможности получения начального общего образования в очно-заочной и заочной форме.

- Новый законопроект в представленном виде действительно не включает в себя понятия семейного образования – оно вообще в нем не упоминается. Так же, как не упоминается такая форма получения образования, как экстернат, хотя в отдельных статьях говорится об экстернах. При этом получение начального образования в очно-заочной и заочной форме названо недопустимым.

Хотя это, по меньше мере, странно, если в средней и старшей школе оно доступно, а в начальной школе – нет, ведь именно в начальных классах родителям проще заниматься с детьми.

А главное – это существенное нарушение прав семьи, потому что действующий закон провозглашает право на семейное образование.

Это эффективная и востребованная форма получения образования. У нас в стране она становится все популярнее. По официальным данным на 2007 год, около 4 тысяч детей занимались по семейной форме. По моим оценкам, их значительно больше – около 25 тысяч детей учатся дома не "по здоровью". Многие "числятся" экстернами, "надомниками", а по сути используют семейную форму образования.

В США семейное образование получают порядка 2 миллионов школьников. И, согласно исследованиям, академическая успеваемость этих ребят на 15-30% выше, чем у их сверстников, посещающих школу. В социальном отношении дети тоже успешны: если у школьников больше развито умение общаться с одногодками, то у "домашних" - более широкий спектр социальных навыков, они общаются и со сверстниками, и со взрослыми, нет только искусственно созданной ситуации одновозрастного коллектива.

Конечно же, необходимо сохранить право на семейное образование без каких-либо ограничений – например, по состоянию здоровья. Как и сейчас, оно должно быть доступным для всех и на всех уровнях образования – включая начальное.

Мы надеемся, что норма, регламентирующая семейное образование будет присутствовать в проекте закона.

Один из членов рабочей группы по законопроекту, директор Центра образования №548 Ефим Рачевский, реагируя на наши недоуменные вопросы в прессе, отметил, что, с его точки зрения, это пробел и недоработка - про семейное образование авторы законопроекта просто забыли…

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала