МОСКВА, 10 ноя - РИА Новости. Продажи боевых самолетов стали крупнейшим сегментом мирового рынка вооружений за период с 2005 по 2009 год, говорится в опубликованном в среду докладе Стокгольмского международного института исследования проблем мира СИПРИ (SIPRI) - SIPRI Fact Sheet за ноябрь 2010 года, посвященном тенденциям в сфере вооружения, разоружения и международной безопасности в мире.
Сделки по поставкам боевых самолетов заняли в рассматриваемый период 27% рынка. Продажи авиационного вооружения и оборудования составили еще 7%.
Продажи уже использовавшихся самолетов составили 26% сегмента.
Всего в 2005-2009 годах боевые самолеты закупили 44 государства.
При этом, по данным СИПРИ, производство боевых самолетов осуществляется только в 11 странах - России, США, Китае, Франции, Германии, Великобритании, Италии, Швеции, Испании, Японии и Индии.
СИПРИ определяет "боевые самолеты" как "реактивные самолеты, сконструированные в первую очередь для участия в воздушных боях и для нанесения ударов по наземным целям". Институт в своем исследовании не учитывал значительное количество небольших реактивных учебно-тренировочных самолетов, таких как китайский K-8 , британский Hawk, бразильский EMB-314, швейцарские PC-7 и PC-9, а также противолодочные самолеты и боевые вертолеты.
Тот факт, что боевые самолеты доминируют на рынке вооружений, не удивляет и не является неожиданностью, отмечает СИПРИ. Способность осуществлять полеты на большие расстояния, наносить неожиданные удары делает их и наиболее "дестабилизирующим видом вооружений".
Закупка и использование боевых самолетов, как правило, ложится тяжелым бременем на военные бюджеты. Наиболее современные боевые самолеты стоят более 40 миллионов долларов. Вопрос об оснащении ВВС подобными машинами нередко оказывает решающее влияние на формирование оборонной политики и доктрины на многие годы вперед.
Как следует из доклада, в КНР производятся боевые самолеты JF-17, JH-7, J-10, J-11 (копия российского Су-27) и F-7M (создан на основе МиГ-21), в США - F-15E, F-16C, F/A18E и F-22, во Франции - Rafale и Mirage-2000, в Великобритании - Jaguar, в Швеции - JAS-39, в Японии - F-2, в Индии - Tejas. Германия, Италия, Испания и Великобритания совместно производят самолет Typhoon. Российская Федерация выпускает Су-30МК, Су-35, Су-27С, МиГ-29СМТ, МиГ-35 и Су-34.
Все указанные страны производят самолеты и для нужд собственных ВВС, однако экспорт расценивается их руководством как необходимое условие покрытия высоких расходов на разработку самолетов. Именно это объясняет то, что государства прилагают массу усилий, чтобы добиться подписания экспортных контрактов.
Дороговизна программ поставок боевых самолетов объясняется и значительной стоимостью сопутствующих контрактов на поставку к самолетам вооружений и запчастей, а также необходимостью осуществлять обучение пилотов, оказывать помощь в ремонте и поддержании машин в боеспособном состоянии.
Высокозатратными являются и программы модернизации уже имеющихся на вооружении самолетов. Как правило, модернизация осуществляется через 15-20 лет после поступления машин на вооружение. Так, стоимость подписанного в 2009 году контракта на модернизацию Францией 51 истребителя Mirage-2000 ВВС Индии до варианта Mirage-2000-5, составляет один миллиард евро.
Крупнейшими поставщиками боевых самолетов являются США и Россия. США, по данным доклада, поставили в 2005-2009 годах на экспорт 331 новый самолет, Россия - 215. Франция поставила зарубежным странам 63 новых машины, Китай - 41, Швеция и Великобритания - по 37, ФРГ - 15.
США произвели на экспорт и для нужд собственных ВВС почти одинаковое количество самолетов. Россия экспортировала примерно в 10 раз больше боевых самолетов, чем приняла на вооружение собственной авиации, отмечает СИПРИ. В будущем для США это соотношение останется примерно таким же, в то время как Россия, вероятно, увеличит закупки для национальных ВВС.
Италия и Испания в рассматриваемый период не экспортировали боевые самолеты, Индия не продавала их никогда, Япония не может экспортировать в связи с конституционными ограничениями.
Доля экспорта боевых самолетов, а также их вооружения и оборудования, достигла 49% в общем объеме российского экспорта вооружений, 48% - в экспорте США.
Самолеты, уже использовавшиеся военно-воздушными силами, поставляются как странами, где они были произведены, так и другими странами, где они состояли на вооружении.
Например, Украина в рассматриваемый период экспортировала 68 боевых самолетов, что составило 27% от общего объема продаж уже находившихся на вооружении самолетов.
Крупнейшими импортерами боевых самолетов стали Индия (закупила 115 машин), ОАЭ (108) и Израиль (82). В целом экспорт в эти три государства, расположенных в нестабильных с военно-политической точки зрения регионах, составил до трети общего объема сегмента боевых самолетов.
Среди других крупных импортеров следует выделить Грецию (51 самолет), Польшу (48), Китай (45) и Южную Корею (40).
СИПРИ отмечает, что боевой потенциал самолетов в случае военного конфликта значительно возрастает при наличии самолетов-заправщиков, современного электронного оборудования и большого количества авиационного вооружения ближнего и дальнего радиуса действия.
В ВВС семи из восьми мировых ядерных держав боевые самолеты являются потенциальными носителями ядерного оружия. В то время как поставки баллистических и крылатых ракет очень жестко регулируются на международном уровне в связи с возможностью их применения как средств доставки ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, этого нельзя сказать о мировом рынке боевых самолетов и ракет класса "воздух-земля", отмечают авторы доклада.
Ежегодно все страны-члены ООН должны вносить данные об экспорте и импорте боевых самолетов в Регистр обычных вооружений ООН. Введенный в 1991 году, Регистр включает в себя данные о вооружениях, считающихся наиболее "дестабилизирующими": бронемашинах, артиллерии, боевых вертолетах и самолетах, ракетах и ракетных системах, танках и боевых кораблях.
Также боевые самолеты особо регулируются положениями Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).