Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Евронаваль-2010: Россия и продавец, и покупатель

© РИА Новости / Даничев Алексей / Перейти в фотобанкФранцузский военный корабль-вертолетоносец класса "Мистраль" в Санкт-Петербурге.
Французский военный корабль-вертолетоносец класса Мистраль в Санкт-Петербурге.
Читать ria.ru в
Начавший на этой неделе работу военно-морской салон «Евронаваль» в парижском пригороде Ле Бурже - один из самых представительных форумов подобного рода, и страны, принимающие участие в его работе, всегда стремятся показать свои последние достижения.

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

Начавший на этой неделе работу военно-морской салон «Евронаваль» в парижском пригороде Ле Бурже - один из самых представительных форумов подобного рода, и страны, принимающие участие в его работе, всегда стремятся показать свои последние достижения, а заодно приурочить ко времени проведения форума объявления о крупных тендерах или контрактах. Не стала исключением и Россия, которая на Евронаваль-2010 продемонстрировала практически все, что может предложить отечественное военное кораблестроение, а заодно и стала эпицентром главной сенсации форума: провозглашенный ею тендер на поставку 4-х универсальных десантных кораблей для ВМФ России обсуждается практически всеми тематическими СМИ Европы. И от «Евронаваль-2010» ждали серьезных новостей по этой теме.

Что мы продаем?

Россия традиционно является одним из крупнейших поставщиков военно-морской техники, особенно – кораблей класса корвет/фрегат и подводных лодок. Более того, если по подводным лодкам в последнее время Россия на мировом рынке уступила лидерство Германии, то по поставкам корветов и фрегатов новой постройки безусловно идет впереди.

Говоря о том, что принципиально нового сейчас предлагает Россия возможным покупателям, нельзя не отметить, наконец, совершившуюся смену поколений – вместо советских проектов на рынок вышли проекты кораблей, разработанные уже в постсоветский период с учетом новейших достижений в мировом военном кораблестроении.

Здесь можно выделить и модульность конструкции, которая позволяет строить на основе той же самой платформы боевые единицы разного назначения, и применение универсальных пусковых установок, резко расширяющих возможности ракетных кораблей за счет использования разнообразного вооружения в едином комплексе, и снижение радиолокационной заметности кораблей, и многое другое. Прогресс наблюдается даже в традиционно проблемной для России области – радиоэлектронном оборудовании. Российские компании сегодня предлагают на рынке вполне работоспособные навигационные системы (например, петербургская компания «Транзас» активно продает свое навигационное оборудование в Западной Европе), а российские корабли нового поколения имеют современные боевые информационно-управляющие системы, позволяющие строить систему коллективной обороны, получая целеуказание от удаленных источников и передавая информацию в режиме реального времени.

Однако сама по себе новая техника еще не гарантирует успешных продаж. Заказчиков еще предстоит убедить в работоспособности послесоветской, новой, более дорогой техники, и тут главным средством убеждения является постройка этих кораблей для ВМФ России – военная техника, не принятая на вооружение в стране-производителе, практически не имеет шансов на успешные продажи.

В данном случае России есть что показать: для ее ВМФ строятся надводные корабли различных классов – от ракетных и артиллерийских катеров до фрегатов и больших десантных кораблей, что облегчает продвижение на рынке их экспортных модификаций.

Что мы покупаем

Эпопея с приобретением для ВМФ России четырех универсальных десантных кораблей типа «Мистраль» тянется уже не первый год, и, похоже, вошла в финальную фазу. Центральным событием осени стал тендер, который предполагалось официально объявить в конце сентября - начале октября, однако в эти сроки никаких подобных сообщений не появилось. Однако именно после открытия Евронаваль-2010 в СМИ возникла информация о том, что тендер уже объявлен, и 4 ноября планируется вскрыть конверты с предложениями участников, а до конца осени назвать победителя.

Сообщается, что выбирать российское военное ведомство будет из четырех вариантов – испанского, голландского, французского и российского, но учитывая предысторию вопроса и особые отношения России и Франции, скорее всего победитель уже определен, и это названный выше «Мистраль».

Вопрос заключается лишь в условиях сделки и степени участия российских предприятий. Россия изначально исходила из варианта 1-3 – первый корабль серии строится во Франции, три в России с передачей российской стороне ключевых технологий. Французская сторона исходит из варианта 2-2 – предлагая построить у себя два корабля.

Оставляя в стороне вопрос о предназначении и возможностях «Мистраля», неоднократно рассматривавшийся, нужно остановиться на возможностях отечественной промышленности реализовать этот проект. В настоящее время Россия не располагает верфями, способными построить подобный корабль с нуля без серьезной их перестройки, без закупки иностранных комплектующих и технической помощи. Для того, чтобы постройка хотя бы даже корпуса «Мистраля» в России стала возможной, требуется модернизированная верфь, способная строить корабли по крупноблочной технологии, при которой в цехах строятся блоки-модули весом от 2,5 тысяч тонн и выше. После чего производится сборка этих модулей в доке. Подобная технология значительно ускоряет постройку кораблей, удешевляет ее и сокращает достроечный период. Так что модернизация судостроительного производства становится главным «призом» отечественной промышленности в случае лицензионной постройки «Мистраля».

Другим, не менее важным призом является доступ к современному западному радиоэлектронному оборудованию, которое, по российским условиям, должно быть поставлено вместе с кораблем. Несмотря на упомянутый прогресс в этой области, Россия пока не располагает полным набором систем, обеспечивающих управление соединением современных кораблей и координацию их действий. Знакомство с французским оборудованием в данном случае позволяет восполнить этот пробел и воспроизвести такие системы у себя.

Наконец последним, но с точки зрения полезности нового корабля самым важным аспектом, является подготовка офицеров, способных управлять такими кораблями и соединениями на их основе. В случае с «Мистралем» этот вопрос осложняется тем, что кораблей подобного класса в составе ВМФ СССР и России раньше не было.

И здесь Франция может оказать лишь ограниченную помощь – учить офицеров, в конечном счете, придется самим.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала