Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Двадцать лет назад – 26 октября 1990 года - президент СССР Михаил Горбачев подписал указ "Об иностранных инвестициях в СССР". Указ стал одним из самых серьезных шагов по открытию страны для иностранного капитала. С тех пор уже два десятка лет наши чиновники ждут, когда из-за кордона хлынет поток прямых инвестиций и поднимет российскую экономику.
В ожидании иностранного инвестора
Сегодня инвестиционный бум называется одним из главных условий для построения в стране инновационной экономики. Правда, в последние три года приток иностранного капитала – речь и о прямых, и о портфельных инвестициях – снижается. До кризиса 2008 года тенденция была иной: с 1995-го года Росстат фиксировал ежегодный приток иностранного капитала. Пик пришелся на 2007 год, когда объем инвестиций достиг почти $121 млрд, однако уже в следующем году приток иностранного капитала снизился более чем на $17 млрд до $103,7 млрд, в 2009 году упал до $81,9 млрд (из них на прямые инвестиции пришлось менее 20%). По итогам первого квартала 2010 года накопленный объем общих иностранных инвестиций составляет порядка $266 млрд.
Большая часть из них – до 50% - это так называемый псевдо-иностранный капитал, то есть деньги, выведенные из страны в различные оффшоры, и теперь возвращающиеся обратно.
Такая ситуация сложилась вовсе не потому, что в стране плохой инвестиционный климат, на что нередко сетуют либеральные экономисты. Напротив, согласно докладу Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в сентябре 2008 года РФ находилась на четвертом месте в списке стран, которые транснациональные корпорации считают наиболее привлекательными местами для капиталовложений. Да и сегодня, согласно различным рейтингам, Россия входит если не в пятерку, то в десятку стран, наиболее привлекательных для инвесторов.
Просто инвестиции - это не благотворительность, а вложение денег для получения прибыли. Зарубежные компании готовы вкладывать деньги в наиболее успешные отрасли российской экономики – сырьевые, но там их совсем не ждут.
Предприятия ТЭК от финансового голода не страдают, а делиться куском пирога никто не хочет. Зато отрасли, куда власти хотели бы привлечь иностранный капитал – различные сектора обрабатывающей промышленности – мало интересуют зарубежных инвесторов. Поэтому производственные проекты ограничиваются отверточной сборкой автомобилей и открытиям предприятий в области пищевки. То есть теми проектами, где создание локальных производств может сократить логистические и таможенные издержки.
Инвестиции как фактор разрушения
В действительности современная Россия уже пережила инвестиционный бум в 90-х годах, правда, результат был совсем не тот, о котором говорили чиновники. Прямые иностранные инвестиции стали одним из важных факторов деиндустриализации отечественной экономики. Как показал проведенный Счетной палатой РФ анализ результатов приватизации за период с 1993-го по 2003 год, западные компании, пользуясь лазейками в нашем законодательстве, становились собственниками или входили в капитал технологичных компаний, с тем, чтобы обанкротить потенциального конкурента. Такая участь постигла многие предприятия «оборонки», авиационного комплекса, электронной промышленности.
Вторым стратегическим направлением зарубежных инвестиций стала интеллектуальная собственность. В результате, по оценкам той же Счетной палаты с 1992-го по 2000 гг., только в США иностранные компании зарегистрировали более 1 тыс. патентов на военные технологии и технологии двойного назначения, разработанные в СССР и России.
То же произошло с сотнями, если не тысячами, разработок в области электроники, в области лазерной и волоконно-оптической техники, нефтегазовой отрасли и медицине. В итоге Россия утратила позиции не только на мировом, но и на внутреннем рынке наукоемкой продукции.
Как доить Америку
Мировой опыт показывает, что иностранные инвестиции могут стать эффективным инструментом развития экономики и трансферта технологий. Часто приводят в пример государства Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, в особенности Китай.
Правда, пример "молодых тигров" (Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Таиланд и Гонконг) не вполне показателен. В экономическом развитии этих стран решающую роль сыграла политика. Американцы, опасаясь, что после победы коммунистов в Китае весь Дальний Восток может стремительно "покраснеть", не жалели денег на поддержку антикоммунистических режимов. Становление экономик, например, Южной Кореи и Тайваня, по сути, было профинансировано США. Свыше половины (до 70-80%) доходной части бюджетов этих стран в отдельные годы формировалось за счет безвозмездной помощи американского правительства. Местные компании получали кредиты на самых льготных условиях, американские корпорации передавали свои технологии, и сквозь пальцы смотрели на их несанкционированное копирование. По тем же причинам западные рынки открылись перед некачественным, но дешевым ширпотребом из Азии.
А вот китайский пример, действительно, интересен. Поняв, что западная экономика жизненно заинтересована в китайском рынке сбыта и безбрежном рынке дешевой рабочей силы, власти КНР начали диктовать западным партнерам жесткие условия сотрудничества.
Это обязательное создание предприятий на паритетных началах (50% принадлежит иностранцам, а 50% - китайской стороне), а китайские банки должны участвовать в контроле над финансовыми потоками этих СП.
Освоившись с простейшими технологиями, китайцы стали требовать создания в стране производств полного цикла, включая структуры НИОКР. Государствам, чья экономика основана на философии непрерывного роста, пришлось пойти и на это. Позже иностранцам пришлось смириться с массовым выпуском китайскими компаниями "пиратской" продукции, с несанкционированным копированием технологий и со многим другим.
Так политическая воля властей КНР, вкупе с не слишком щепетильным отношением к некоторым предрассудкам, вроде соблюдения авторских прав, стала залогом того, что зарубежные инвестиции стали ключевым фактором развития национальной экономики.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции