Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Если бы не врожденная цыганская привычка избегать всего мало-мальски организованного, то тихий французский Страсбург в эти дни был бы одним большим табором. Здесь, в штаб-квартире Совета Европы, прошло 20 октября первое панъевропейское Совещание высокого уровня по проблемам социальной интеграции цыган. Генетическая цыганская дезорганизованность избавила французскую полицию от еще одной мигрени с охраной парламентской столицы Большой Европы от вольностей «вольного народа»: здание Европарламента и другие институты ЕС и так взяли в усиленные кордоны в связи с «пенсионными бунтами» во Франции. Самих цыган при обсуждении «их проблемы» было почти не видно.
С тех пор как в апреле 1971-го в Лондоне собрался Всемирный цыганский конгресс, Европа еще никогда так пристально не всматривалась в свою цыганскую проблему. Благодарить за это надо французского президента Николя Саркози. Именно из-за его антицыганских инициатив и акций «цыгане шумною толпою» вышли в передовые порядки дискуссий по социальным, иммиграционным, расовым, конфессиональным и прочим проблемам в ЕС. С тех пор, как Le Sarko объявил в июле поход «за цыганской душой кочевой», начал инвентаризацию цыганских душ и высылку нелегалов, вопрос и вырос до досадного раздражителя в самом Евросоюзе и глобализовался до вмешательства комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации. И был вынесен на совещание Совета Европы. Кстати, эту организацию не следует путать с ЕС, к которому она имеет лишь опосредованное отношение.
Совет Европы был создан еще 5 мая 1949 года. Он задумывался в первые послевоенные годы идеалистами европейской интеграции как общеевропейский институт для решения всех европейских проблем, как некий форум для выработки единой политики, стандартов поведения, правовых норм, внешнеполитических и экономических консультаций в Европе, которая только начала оправляться от войны и как раз в таком форуме нуждалась. Но «холодная война» все эти идеи похоронила: трудно было надеяться на общеевропейский форум в Европе, перерезанной пополам Большим идеологическим водоразделом.
Создание Общего рынка лишило СЕ всех основных его функций и оставило на настоящее время лишь заботу о правах человека, со всеми производными. Собственно, этим сейчас и занимается Совет Европы и его парламентский орган ПАСЕ.
Он вырабатывает или пытается выработать общеприемлемые для Европы нормы соблюдения всех видов и подвидов прав человека и резко критикует их несоблюдение, где бы оно ни происходило. В СЕ на сегодня 47 стран. Россия вошла в организацию в 1996-м и сейчас имеет в ПАСЕ 18 депутатов из 318.
Собственно СЕ – это организация почти чисто консультативная, и любые принимаемые ей решения или резолюции никакой силы не имеют. Они могут выполняться правительствами или нет – кому как удобно. СЕ и ПАСЕ – это синекура для работающих и заседающих в них: Страсбург, стоящий близ границы с Германией, есть чудесная смесь всего самого лучшего в немецкой и французской кулинарии, архитектуре, традициях и обычаях. Кто же в таких условиях откажется подискутировать?
Что касается самой французской цыганской проблемы, то она к совещанию уже фактически была урегулирована. Евросоюз объявил еще накануне, что снимает обвинения в адрес Парижа в дискриминации цыган, а Париж обязался интегрировать в свое национальное законодательства кое-какие положения о защите прав нацменьшинств. Типа уведомления о высылках, предоставление месяца на «раздумья» и возможность оспорить высылку в суде. Вот и все.
На совещании много говорилось об интеграции цыган, о помощи в такой интеграции. Но есть одно большое «но».
Самое поразительное в том, что ни сами цыгане, ни европейская статистика не скажут вам сегодня точно, сколько же в Европе или мире тех, кто «в шатрах изодранных ночуют». Вилка цыганской численности в мире – от 8 до 16 млн человек. В Европе – от 4 до 12 млн.
Поди тут пойми, кого и, главное, в каких именно количествах надо интегрировать. А поскольку никто не знает, сколько их на белом свете, то никто не сможет точно определить, какие средства нужны для «дальнейшей социальной интеграции». Следовательно, такие средства не могут быть выделены: ни один бухгалтер на такое не пойдет.
Несмотря на нашу особую, российскую безоглядную и безразмерную любовь к «кочевому племени», Россия, если верить европейской статистике, по цыганской составляющей стоит только на 8-м месте – 182,8 тыс ромалэ (по переписи 2002-го года). Первенствует в Европе Испания (650 тыс), затем идут Румыния (535 тыс), Турция (500 тыс), Франция (500 тыс), Болгария (371 тыс), Венгрия (205 тыс) и Греция (200 тыс). Хотя, если сравнивать по процентному отношению к населению, то самой цыганской страной надо признать Болгарию (4,67%). За ней пойдут Македония (2,85% или 54 тыс цыган) и Румыния (2,46%).
Если верить совсем уж невероятной статистике, то цыган в Новом свете живет не намного меньше, чем в Старом. В Бразилии их, к примеру, за 678 тысяч душ. В Аргентине – за 300 тысяч.
Но признанным рекордсменом по цыганскому населению во всем мире можно назвать США. Это, конечно, если довериться последнему изданию Карманного справочника по Техасу или The Handbook of Texas. Поскольку в самих США ко всему, что выходит из штата Техас, относятся с недоверием, то эти данные надо воспринимать с осторожностью. Так вот, составители утверждают, что в Техасе проживает 20 тысяч цыган, а во всех США – около 1 миллиона! Составители, правда, признают, что многие цыгане «скрывают» свою истинную национальность и предпочитают называть себя либо американскими индейцами, либо Hispanics, либо выходцами с юга Европы. Как они сами догадываются, кто есть кто – тоже загадка. Техас, что ж тут поделаешь.
В общем, цыганский вопрос в Страсбурге обсужден и будет и дальше изучаться. На чем и порешили. Что касается самих цыган, включая и высланных Саркози в Болгарию и Румынию, то у них, как выразился Александр Сергеевич: «Шатры разобраны; телеги готовы двинуться в поход…». Представители цыган уже объявили, что они вскоре откочуют обратно во Францию. Там лучше.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции