28 сентября в Китае отмечают День рождения Конфуция.
Китайский мыслитель и философ Конфуций (Кун-цзы) родился около 551 г. до н.э. в семье мелкого чиновника, происходившего из обедневшего знатного рода. Рано потеряв отца, он остался на попечении матери. Семилетнего мальчика отдали в школу, где он проучился десять лет с большим прилежанием, проявив приверженность к ритуалу и обрядам, занявшим впоследствии видное место в его учении.
Как сообщают его биографы, в возрасте 19 лет Конфуций женился и был определен на должность хранителя хлебных амбаров.
Довольно долго прослужив на различных должностях у правителей нескольких княжеств, он оставил чиновничью карьеру и занялся проповедью своих этико-политических взглядов. Философ разъезжал по княжествам, давая советы их правителям, как разумнее управлять подданными.
Большую часть жизни Конфуций провел в царстве Лу. В 517 г. до н. э., после народных волнений в Лу, Конфуций эмигрировал в процветавшее тогда соседнее царство Ци. В тот период на него оказал сильное влияние Янь Ин, первый советник правителя Ци. В управлении государством Янь Ин проводил принцип "Хе" (гармония, борьба противоположностей: "Правила надо создавать через достижение единства через разногласия"). Янь Ин, по свидетельству Конфуция, обладал такими качествами, как "самостоятельность, добропорядочность, скромность, простота, отсутствие какого-либо намека на стяжательство и подлинное уважение к уму, независимо от родословной и социального положения человека". Позднее Конфуций перенес многие качества Янь Ина на образ Совершенномудрого ("Цзынь-цзы").
В 501 г. до н.э. Конфуций приступил к преподаванию и редактированию китайских литературных памятников. Он отказался от службы, удалился на покой и сосредоточился на исправлении "Ши Цзин" (одна из конфуцианских классических книг), а также на разработке ритуала и на занятиях музыкой. Число его учеников постоянно множилось.
В конце 501 г. до н. э. правитель Лу назначил Конфуция управляющим уездом Чжунду. Карьера Конфуция на этой должности длилась всего с 501 по 499 год до н. э. и стала неотъемлемой частью Учения Конфуция. В хрониках писали: "Прошел год, с тех пор как Дин‑гун назначил К. управляющим Чжунду, и с четырех сторон все стали подражать ему".
Для изменения налоговой системы по принципу "И" (справедливости) Конфуций все земли подразделял на заболоченные, равнинные, холмистые и горные. При назначении людей на работы Конфуций учитывал их физические состояние; при этом улучшился моральный климат: "в народе исчезло воровство, большое внимание уделялось похоронным ритуалам".
В 499 г. до н. э. Конфуций был назначен верховным прокурором и главным советником правителя царства Лу. На этом посту он пробыл 3 года. "...За это время он проявил себя как большой политик, знающий и ценящий ритуалы, как опытный советник правителя, как усмиритель вассалов, которые были непокорны своему правителю и как справедливый судья... ". И его друзья, и враги называли Конфуция "мужем без пороков". Ему пришлось покинуть свой пост в 497 г. до н. э. из-за того, что правитель царства Лу поступил вразрез с основными ритуально-этическими нормами.
До 66 лет Конфуций путешествовал по стране, проповедуя свое учение, а затем вернулся в родной уезд Лу, из которого уже не выезжал до самой смерти.
Умер Конфуций в возрасте 72 лет в 479 г. до н.э. в Цюйфу. На месте дома, где жил Конфуций, был построен храм, который затем неоднократно перестраивался и расширялся. Так был создан ансамбль храмовых зданий, а место погребения мудреца и его учеников превращено в пантеон, и является местом паломничества уже более двух тысяч лет.
В декабре 1994 г. храм, дом и лес, окружающий дом, Конфуция были занесены ЮНЕСКО в Список объектов мирового культурного наследия.
Центральное место в Учении Конфуция занимали отношения правителя – "Вана" и Неба как источника благодати – магической силы "дэ", благодаря которой "Ван" ("Сын Неба") упорядочивал "Поднебесную" (общество). У Конфуция "дэ" перестало быть прерогативой правителя – каждый человек ответствен за положение дел в Поднебесной и способен на него повлиять; при этом "дэ" в трактовке Конфуция этизируется и означает "достоинство", "добродетель".
Признавая за Небом роль верховного начала, Конфуций в качестве практически действенного мерила земных дел указывал путь – "Дао", следование которому и обеспечивает накопление человеком "дэ". В отличие от Лао-цзы, трактовавшего "Дао" как вселенский принцип, Конфуций понимал его как человеческое "Дао" – истинный принцип человеческих деяний.
Эталоном человека, идущего по пути "Дао", Конфуций называл "цзюнь-цзы" ("благородного мужа"), описание которого находилось в центре внимания философа. К числу основных качеств "цзюнь-цзы" относятся "жэнь" – гуманность, "и" – справедливость, "чжи" – знание и "ли" – ритуал.
Учение Конфуция проникнуто духом сохранения традиций: "Я подражаю старине, а не сочиняю".
Древний философ оказал огромное влияние на мировоззрение всей китайской цивилизации. При правлении династии Хань (2 в. до н.э. - 3 в. н.э.) конфуцианство стало государственной идеологией и впоследствии фактически стало основой китайского образа жизни, во многом сформировав уникальный облик китайской цивилизации.
Конфуцианская мораль подразумевает самовоспитание, базирующееся на пяти добродетелях: добросердечии, справедливости, прямоте, мудрости и лояльности.
Считается, что памятные торжества в честь мыслителя стали проводить в Поднебесной с 478 г. до н. э. - спустя год после его смерти. После провозглашения Нового Китая поминальные мероприятия возобновились в 1984 г., а в 2007 г. они получили общегосударственный статус.
В 2009 г. китайцы отметили 2560 лет со дня рождения знаменитого философа.
Во время торжеств, посвященных Конфуцию, проводится ритуальный обряд поминания, организуются фестивали, выставки, посещение дома-музея, храма и рощи Конфуция.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников