Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Состоявшаяся 23 сентября 2010 года в Санкт-Петербурге расширенная коллегия министерства обороны была посвящена реализации одного из самых важных элементов военной реформы: формированию новых военных округов и Объединенных стратегических командований. Главной темой обсуждения собственно, стало формирование первого из новых округов – Западного, созданного на месте Московского и Ленинградского военных округов, а также Балтийского и Северного флотов. Детали обсуждения в этой части неизвестны, но сама тема округов «нового облика» вызывает большой интерес.
Новые округа: начало пути
Создание новых округов и формирование ОСК многие специалисты относят к главным успехам военной реформы, и неслучайно. Реформа «классических» военных округов обсуждалась очень давно, первые шаги по созданию структур, подобных сегодняшним ОСК, предпринимались еще в СССР. Подобные структуры, обеспечивающие единое управление несколькими межвидовыми объединениями являются основой военной машины ведущих стран Запада, и они позволяют добиться намного большей скоординированности действий, а также значительно сократить продолжительность цикла боевого управления, по сравнению с традиционной командно-штабной структурой. Командные структуры ОСК венчают иерархию, на следующих ступенях которой располагаются оперативные командования – межвидовые объединения, которые осуществляют непосредственное управление войсками в зоне конфликта, и примерно соответствуют прежней общевойсковой армии. Наконец, на нижней ступеньке находятся бригады – основные оперативно-тактические формирования «нового облика».
Само по себе завершение формирования округа «нового облика» со всеми его структурными элементами еще недостаточно для того, чтобы делать выводы о результатах реформы. Во-первых, необходимо сформировать остальные округа и структуры ОСК, во-вторых – для того чтобы новые объединения начали работать сколько-нибудь слаженно должно пройти время, за которое будет накоплен и систематизирован опыт, отработаны схемы взаимодействия, сделаны определенные выводы на уровне теории.
Какие-то заключения можно будет делать после учений ближайших лет, по итогам которых система наверняка будет в той или иной степени корректироваться.
Окончательные выводы о работоспособности новой командно-штабной структуры вооруженных сил можно будет делать не раньше чем через 10-15 лет, после того как вырастет новое поколение старших офицеров, для которых работа в этой структуре будет уже обычной.
Разумеется, это возможно только в том случае, если текущую реформу позволят довести до логического конца, без неожиданных резких поворотов.
Финансовый вопрос
Успех функционирования ОСК зависит от множества других факторов. Один из главных – это финансирование военных расходов. За день до проведения коллегии Минобороны Президент России Дмитрий Медведев утвердил финансирование Госпрограммы вооружений (ГПВ-2020) на 2011-2020 годы в объеме 22,5 триллионов рублей, из которых более 19 триллионов предназначены для нужд Вооруженных сил России, а остальные – прочим силовым ведомствам. Нужно отметить, что в начале лета 2010 года сообщалось о планируемых расходах на ГПВ в размере 13 триллионов рублей, что по заявлениям представителей МО было явно недостаточно.
19-триллионный вариант является промежуточным.
Сумма, необходимая для удовлетворения всех нужд военного ведомства в ближайшее десятилетие, и озвучивавшаяся летом 2010 года как «идеальный вариант», приближается к 36 триллионам рублей.
Цели, на которые пойдут выделяемые деньги, в общем известны. Прежде всего, это поддержание боеспособных стратегических ядерных сил, а также обновление техники ВВС/ПВО. Новую технику должен получить также и военно-морской флот. Вместе с тем, переоснащение Сухопутных войск, судя по всему, отодвинуто на второй план – пока что танкистам и мотострелкам придется обходиться капитальным ремонтом и модернизацией имеющихся машин. Тем не менее, Сухопутные войска также получат новое оборудование – прежде всего это системы боевого управления и связи, без которых немыслимо взаимодействие в рамках новых межвидовых объединений.
Такой подход – если исходить из того, что при ограниченных возможностях чем-то нужно жертвовать – представляется правильным. Угроза сухопутной войны с сильным противником, обладающим современной техникой и вооружением для России сегодня практически неактуальна с учетом взаимоотношений с самыми сильными соседями – НАТО на Западе и Китаем на востоке.
Вместе с тем, вполне реальна угроза локальных конфликтов вдоль южных границ страны, особенно в Центральной Азии.
Для победы в этих конфликтах не требуются новейшие танки, но крайне необходима, как и в других видах вооруженных столкновений, современная работоспособная система управления войсками, позволяющая воевать с минимальными потерями.
Кто виновен в буйнакской трагедии?
Второй темой коллегии стал вопрос реакции руководства Вооруженных сил на недавний теракт в Буйнакске. Еще до начала заседания было известно, что военное ведомство намерено предпринять меры по усилению охраны своих объектов, а по итогам коллегии начальник Генштаба Николай Макаров объявил о том, что причиной трагедии стали «безответственность и разгильдяйство ряда должностных лиц». По словам Макарова, готовится приказ Минобороны об увольнении лиц, допустивших эту трагедию.
Жесткая реакция министерства обороны более чем оправданна, но увольнение виновных должно сопровождаться, во-первых, реальным усилением мер безопасности, особенно в южных регионах страны, а во-вторых, что намного труднее и займет больше времени – изменением психологического настроя в войсках, с тем чтобы эти меры не превратились в кампанейщину.
Кому служить?
Уже после завершения коллегии Минобороны, на встрече с представителями правозащитных организаций, обсуждался другой важнейший вопрос военной реформы: вопрос о комплектовании армии личным составом, который является одним из самых болезненных в России в последние годы.
Министр обороны России вновь признал, что увеличение доли солдат и сержантов-контрактников сегодня невозможно по финансовым причинам – ввиду отсутствия средств, необходимых для повышения окладов военнослужащих.
При этом нужно отметить, что в принципе от планов увеличения доли контрактников в ВС никто не отказывается. Предполагается, что с улучшением финансовой обстановки в стране в целом, МО вернется к этому вопросу, тем более, что увеличение доли современной техники в Вооруженных силах требует увеличения численности квалифицированного личного состава.
Пока же одной из основных проблем в армии остается организация службы и боевой подготовки солдат-срочников, приходящих «в ряды» всего на один год. Условия срочной службы, по мнению ряда специалистов, значительно улучшились по сравнению с тем, что было 10-15 лет назад. Вместе с тем проблема «дедовщины» и неуставных отношений вообще, по-прежнему остается одной из главных в Вооруженных силах. В этих условиях можно оценить как весьма правильный шаг Министерства обороны предложение Анатолия Сердюкова к правозащитникам сопровождать новобранцев от призывной комиссии до размещения в части.
Следует отметить, что срок службы в один год министерство обороны увеличивать не собирается – несмотря на сложности с призывом. Здесь играют роль не столько военные, сколько политические и социальные факторы.
Год военной службы в сочетании с резким и зримым повышением интенсивности боевой подготовки в подавляющем большинстве частей, а также улучшением бытовых условий, позволяет, в общем и целом, поддерживать боеготовность войск. В случае увеличения срока службы до двух лет, по оценкам специалистов, процент уклонистов резко вырастет.
Реформа пока еще далека от завершения. Еще предстоит завершить формирование новых округов и структур ОСК, отладить систему подготовки офицерского и сержантского состава, наконец, определиться с долей контрактников в армии. Очевидно, что политическая воля к продолжению реформ и кредит доверия от руководства страны у министерства обороны есть. Остается ждать результата.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции