МОСКВА, 21 сен - РИА Новости. Повышение цен вынуждает россиян отказываться от дорогих продуктов (34%) либо вообще не покупать некоторые товары (30%), свидетельствует опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), результаты которого опубликованы во вторник.
Минэкономразвития РФ из-за влияния засухи этим летом повысило свой прогноз по росту потребительских цен в 2010 году до 7-8%, наиболее вероятной считая инфляцию на уровне 7,5-7,8%.
Согласно опросу, россияне пытаются противостоять инфляции, главным образом, путем изменения потребительского поведения: 34% отказываются от дорогих продуктов, 30% - вообще прекратили употребление некоторых товаров (в прошлом году так поступали 34% и 31% соответственно), 9% тратят накопления на продукты и товары широкого спроса. Еще 3% вкладывают сбережения в товары длительного пользования.
Интересно, что только 25% респондентов ищут возможности подработать, а 6% просят повышения заработной платы у работодателя. Лишь 2% борются с повышением цен митингами, демонстрациями, письмами протеста.
Экономят на дорогих товарах или в принципе отказываются от некоторых товаров в основном дальневосточники (45% жителей Дальнего Востока). Тратят накопления на продукты и товары широкого спроса волжане (12% жителей Волги), дальневосточники (12% жителей Дальнего Востока) и жители Северо-Кавказского региона (13% жителей Северного Кавказа). Именно жители Северного Кавказа чаще других ищут возможности дополнительного заработка (31% опрошенных этой группы). Повышение зарплаты требуют, в первую очередь, жители Северо-Западного федерального округа (14% жителей СЗФО). Протестная активность наиболее высока среди южан (10% жителей ЮФО).
Ограничивают свою покупательскую способность, главным образом, пожилые респонденты: в этой группе чаще всего встречаются те, кто отказывается от дорогих продуктов (48% пожилых людей) или вообще отказывается от некоторых товаров (42% граждан старшего возраста).
Чем выше уровень образования россиян, тем чаще они ищут возможность подзаработать (13% малообразованных против 30% высокообразованных). А вот доля тех, кто отказывается от употребления некоторых товаров, напротив, возрастает с 26% среди высокообразованных до 43% малообразованных.
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 21-22 августа 2010 года. Опрошено 1,6 тысячи человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.