Рейтинг государственных вузов по среднему баллу ЕГЭ в интервью РИА Новости комментирует ответственный секретарь приемной комиссии Сибирского государственного технологического университета Дмитрий Деревянных.
- Дмитрий Николаевич, отражает ли ЕГЭ-рейтинг расстановку сил на рынке высшего образования?
- Вообще идеальный рейтинг составить невозможно. А в случае с ЕГЭ-рейтингом надо иметь в виду, что далеко не все вузы представляли на своих сайтах полную и точную информацию о наборе. Поэтому судить о позициях вузов в рейтинге можно с некоторой долей условности.
- Есть несколько моментов, на которые я бы обратил внимание.
Во-первых, региональный аспект. Если в регионе ЕГЭ сдали в среднем хуже, чем по стране, то, естественно, это влияет на позицию вуза. Все-таки образовательная миграция у нас недостаточно развита, и многие остаются учиться там, где окончили школу, и кроме этого, у получивших высокие баллы появляется соблазн попробовать поступить в столичные вузы.
Во-вторых, сложность сопоставления ЕГЭ по разным предметам. Экзамены по гуманитарным предметам - обществознанию, литературе, иностранным языкам – традиционно сдают лучше, чем по предметам естественно-научного профиля – математике, физике, биологии, географии. Поэтому, конечно, вузы, в которых преобладает гуманитарная составляющая, будут лидировать. Правильнее было бы сравнивать одни и те же специальности в разных вузах, и эти данные как раз представлены в рейтинге специальностей.
В-третьих, есть специальности – модные, куда все стремятся, как ребята с высокими баллами по ЕГЭ, так и льготники, влияющие на высокий конкурс, а есть специальности технические, сложные для освоения и потому менее конкурсные. И в разных вузах это соотношение различное, что естественно отражается и на среднем балле.
По рейтингу ЕГЭ правильнее говорить об уровне школьного образования.
- У Сибирского государственного технологического университета, согласно рейтингу, средний балл - 54,1.
- В нашем вузе преобладают лесотехнические и химико-технологические направления. Среди вузов данного профиля мы занимаем высокую позицию. По среднему баллу опережаем такие вузы, как Московский государственный университет леса, Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия им. С.М. Кирова, Уральский государственный лесотехнический университет, Воронежская государственная лесотехническая академия. К тому же средний балл у нас по сравнению с 2009 годом вырос, что говорит о положительной динамике, о росте репутации вуза.
- Может ли рейтинг повлиять на выбор вуза?
- Средний балл и место вуза в рейтинге не главный показатель. Как показывают анкетирования абитуриентов, на выбор вуза в большей степени влияет его репутация, которая складывается за его многолетнюю работу, а также мнение родителей, знакомых, результаты трудоустройства, уровень достижений его выпускников. Возможности для самореализации в вузе – не только учебная, но и внеучебная деятельность – также влияют на выбор абитуриентов. Вот два наших студента – Евгений Устюгов и Александр Третьяков - на прошедшей зимней Олимпиаде в Ванкувере завоевали 3 медали из 15, завоёванных всей сборной. Это ни в какой рейтинг не попало, но это тоже дорогого стоит.
-А как вузы, особенно слабые, должны реагировать на рейтинг? Министр образования и науки Андрей Фурсенко отметил, что революций в образовании по итогам рейтинга не будет, но все же порекомендовал некоторым вузам задуматься. Есть мнение, что надо сокращать набор на тех факультетах, где набирают одних троечников, закрывать самые слабые вузы.
- Закрывать вуз на том основании, что у них последние места в рейтинге, – простой механический подход. В любом рейтинге всегда будут последние места. Даже если останется 100 вузов.
В случае закрытия есть риск повторения ситуации с детсадами, когда сначала их закрывали и перепрофилировали, а сейчас, когда детей дошкольного возраста стало больше, появилась проблема - куда их устроить. Только у вузов и материальная база куда масштабнее, и кадровый состав исчисляется сотнями, а не десятками человек.
Сейчас уровень подготовки и баллы ЕГЭ зависят от школы. Вузам повлиять на них сложно. А для подготовки качественного специалиста вузам приходится заниматься дополнительной подготовкой поступивших.
- Согласно выводам авторов рейтинга, сегодня самые слабые абитуриенты идут в инженерные вузы.
- Судить о сильных и слабых абитуриентах только по нескольким предметам, сданным на ЕГЭ, и не учитывать остальные результаты - некорректно. Совсем упущен из виду аттестат.
Не обязательно абитуриент, имеющий высокие баллы, будет хорошо учиться в вузе. ЕГЭ оценивает уровень школьных знаний, но не возможность человека стать специалистом в определённой области. Задача вуза - из слабого абитуриента за счет системы подготовки в вузе получить качественного специалиста.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости