О перспективах гражданского общества в России спорят с начала 1990-х. Поможет ли воспитать его членов ученическое самоуправление, в интервью РИА Новости рассказал профессор кафедры экономики Московского института открытого образования, доктор педагогических наук Александр Прутченков.
- Александр Сергеевич, для чего в школах нужно ученическое самоуправление?
- Для того чтобы ребята сами пытались найти решения своих проблем. Ведь мы, взрослые, привыкли все за них делать, а потом удивляемся, почему в подъезде свет не горит, почему люди не пытаются создать, например, товарищество собственников жилья. Причина в том, что у них нет навыков – школа не сформировала. Поэтому, на мой взгляд, ученическое самоуправление – это не просто некая прихоть, а педагогическая технология, которая готовит граждан, способных потом заниматься реальным самоуправлением в доме, в районе, в городе.
- Каким может быть ученическое самоуправление?
- Есть четыре модели.
Первая – административная: при директоре или при педсовете создается орган, исполняющий решения педсовета. Ребят просто приглашают и говорят им, что делать.
Второе – выполнение функций взрослых сотрудников школы, в том числе проведение уроков. Некоторые школы специально для этого проводят «день дублера», или «день непослушания»:
Впрочем, эти две модели – скорее тест на готовность к самоуправлению. А вот третья – деловые игры, которые обычно проводятся в детских лагерях на каникулах, - это уже реальная деятельность. Школьники пробуют организовать фирму, разобраться в том, как действуют финансовые механизмы. Точно так же и четвертую модель – создание ученических советов – нельзя назвать игрой. До 2012 года в Москве в каждой школе должны быть созданы органы ученического самоуправления, сфера их полномочий должна быть указана в уставе школы.
- Какие проблемы удается решить детям?
- Например, ребята берут на себя организацию досуга, спортивных программ. Старшеклассники могут ездить в стройотряды, как студенты в Сочи на олимпийских стройках, - мы в свое время ездили на сельхозработы, помогали в ремонте школы. Сегодня, к сожалению, производительный труд для школьников не предусмотрен – считается, что они должны только учиться, но, на мой взгляд, не стоило бы от него отказываться.
В Концепции модернизации российского образования до 2010 года еще десять лет назад записали, что в состав управляющего совета школы должны входить представители ученического самоуправления. Я знаю полтора десятка школ, где ребята уже могут, не боясь присутствия взрослых – педагогов, родителей, других управляющих, ставить острые вопросы. К примеру, о подготовке к ЕГЭ или качестве питания в столовых – это серьезная проблема для Москвы. Эти проблемы взрослому могут быть незаметны, а ребята в состоянии их поднять и решить.
В этом году мы второй раз совместно с Минобрнауки проводим Всероссийский турнир «Молодежное самоуправление». Ребята собираются в команды – не менее пяти человек от школы, для них в течение всего года на портале «5Ц» проводятся конкурсы, и это позволяет создать целую сеть активистов ученического самоуправления в разных регионах.
- Какой стимул у них участвовать во всем этом?
- А какой стимул у граждан управлять своим городом? По сути – никакого. Психологи и социологи вычислили, что лишь 5-7% людей могут быть лидерами, остальные работают по инструкции. На самоуправление тоже далеко не все люди настроены, но должен быть определенный процент граждан, способных видеть проблемы и находить средства для их решения.
Да, сейчас у школьников нет такого прямого стимула, каким раньше было получение комсомольской характеристики. Стимулировать их с помощью денег тоже нельзя хотя бы потому, что за такую работу и взрослым не всегда платят (в некоторых западных странах депутаты всех уровней работают на общественных началах, без зарплаты). Но и заставлять ребенка – тоже опасно, надо сделать для него интересной работу в команде, показать ему перспективы самореализации.
- Везде ли это удается?
- К сожалению, в большинстве школ деятельность ученических советов не прописана в уставе, ребенок не знает, за что он отвечает, что может делать. Часто совет воспринимают как группу «активистов» – только для организации праздников. Самоуправление на этом уровне тоже нужно, но со временем надо расширять для детей поле ответственности.
Но если коллектив и дети не готовы – лучше школе вообще пока об этом не говорить. Если вы не мотивируете ребят, если нет реальной самоуправленческой деятельности – вы просто ее дискредитируете. И это передается из поколения в поколение: ребята будут знать, что самоуправление – это когда вас заставляют, что-то от вас требуют. А если ребенок не готов и отказать вам не в состоянии, он сделает все, чтобы уйти потом от ответственности.
Если же ребята пытались создать ученический совет, но у них не получилось, надо объяснить почему, показать как надо, не наказывая никого, не обижая. Очень важна психологическая обстановка: лидер должен уметь честно признаться в своих ошибках. В политике, в экономике ведь то же самое – надо не скрывать то, что не получается, а прямо говорить об этом.
Материал подготовила Салтыкова Мария (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости