Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Испытания баллистической ракеты морского базирования Р-30 «Булава» должны возобновиться в конце сентября 2010 года. То есть, возможно, на будущей неделе. В случае очередной неудачи - напомним, что на сегодняшний день из 12 испытательных пусков «Булавы» лишь три признаны полностью успешными (и еще два - частично успешными) - Россия будет вынуждена пересматривать всю систему производства и контроля этих ракет. Об этом заявил министр обороны России Анатолий Сердюков, находящийся с визитом в США.
Последний на сегодняшний день пуск «Булавы», также оказавшийся неудачным, был в декабре 2009 года. После этого дата очередного пуска несколько раз переносилась - по имеющейся информации, на Воткинском заводе, где производится «Булава», шла тщательная «работа над ошибками», в ходе которой устранялись выявленные огрехи.
По мнению специалистов, сегодняшние проблемы с «Булавой» объясняются в первую очередь производственным браком и слабым контролем. Такая ситуация обусловлена кризисным состоянием отечественного ВПК после распада СССР и прекращения работ над многими перспективными военными программами. При возобновлении этих работ Россия столкнулась со значительным падением организационной и производственной культуры в промышленности. Это падение совпало с новизной изделия - «Булава» разрабатывалась Московским институтом теплотехники (МИТ) фактически с нуля при незначительном использовании решений, примененных в МБР «Тополь-М».
Исправить ситуацию можно, но это потребует долгой и тщательной работы по налаживанию производства, системы контроля, организации взаимодействия между поставщиками и подрядчиками и значительный усилий по решению проблемы кадров - ВПК в целом и производство «Булавы» в частности испытывают дефицит молодых и квалифицированных специалистов.
Говоря об альтернативе «Булаве», следует отметить, что ситуация на сегодня осложнилась по сравнению, скажем, с 2007 годом. На тот момент был построен и спущен на воду всего один подводный ракетоносец нового проекта 955, предназначенного для «Булавы» - «Юрий Долгорукий». Еще два корабля серии - «Александр Невский» и «Владимир Мономах» - находились на верфи в довольно низкой степени готовности. В этот период высказывались различные соображения по вопросу переработки проекта под другую ракету - а именно, под жидкостную баллистическую ракету «Синева», которая устанавливается в настоящее время на ракетоносцы проекта 667БДРМ в ходе их модернизации.
Вариант выглядел довольно привлекательно, учитывая блестящие характеристики «Синевы», которая практически не уступает по возможностям американским баллистическим ракетам «Трайдент-2», однако другие размеры, а главное - иные требования к условиям хранения, обслуживания и пуска у «Синевы» по сравнению с твердотопливной «Булавой», делали потенциальную переделку проекта довольно дорогим занятием.
Сегодня же головной ракетоносец уже давно проходит испытания, «Александр Невский» вскоре будут спускать на воду, «Владимир Мономах» также находится в высокой готовности, и кроме того заложен уже четвертый ракетоносец проекта 955. Значит, переделка будет гораздо сложнее и дороже.
В результате остается только один реальный выход: доработка конструкции «Булавы» до кондиций, обеспечивающих ее нормальное серийное производство и достаточный процент надежности. Видимо эту работу и имел в виду министр обороны России, говоря о возможности смены системы производства и контроля этих ракет. Какие организационные меры будут приняты в случае если очередной пуск, паче чаяния, закончится неудачей - пока сказать сложно. Возможно, речь пойдет в том числе о смене головного разработчика - альтернативой МИТу может быть Государственный ракетный центр (ГРЦ) им. Макеева, разработчик подавляющего большинства баллистических ракет морского базирования СССР и России, в том числе твердотопливной ракеты «Барк», разработка которой в свое время была директивно свернута в пользу «Булавы». Переоборудование ракетоносцев проекта 955 под «Барк» и возобновление производства этой ракеты сегодня невозможны, но богатейший опыт фирмы Макеева в разработке ракет морского базирования должен оказаться полезным.
Пока же сроки ввода «Булавы» в строй остаются неясными. Как следствие, флот продлевает эксплуатацию ракетоносцев советской постройки. Так, 23 августа 2010 года в Северодвинске начался ремонт и модернизация подводного ракетоносца К-51 «Верхотурье». Головной корабль проекта 667БДРМ, спущенный на воду в 1984 году и прошедший модернизацию в конце 1990-х, планировали списать в течение ближайших 3-4 лет, как и второй ракетоносец серии - «Екатеринбург». Однако срыв сроков ввода в строй новых ракетоносцев заставил отказаться от этих планов, и в результате «Верхотурье» и «Екатеринбург» будут модернизированы с установкой ракет «Синева» и другого современного оборудования, точно так же, как это было сделано с четырьмя другими лодками данного проекта, находящимися в составе ВМФ России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции