Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Все больше россиян могут получить данные из земельного кадастра или подготовить необходимый пакет документов для регистрации имущества в собственность, не посещая территориальные подразделения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра). А вот чтобы зарегистрировать право собственности на землю или жилье, посещать чиновников придется еще долго.
План перехода федеральных органов исполнительной власти к оказанию госуслуг в электронном виде правительство одобрило еще в прошлом году. Росреестр был одним из ведомств, перечисленных в этом плане. Он был образован в позапрошлом году путем объединения трех ведомств: Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии. Этот опыт апробирован развитыми странами: там такие службы также работают вместе, что позволяет сократить издержки и ускорить процедуры регистрации и предоставление документов.
В России, начиная с 1 мая 2010 года, почти 265 тысяч граждан воспользовались услугами ведомства, не приходя в офис Росреестра, и получили необходимые выписки, рассказали РИА Новости в Росреестре. На прошлой неделе, 11 сентября, глава Росреестра Сергей Васильев доложил премьер-министру Владимиру Путину о переводе уже в будущем году большинства услуг в электронный вид.
Сейчас от момента интернет-обращения в подразделения Росреестра до даты выдачи сведений в электронном виде проходит пять дней. По словам замглавы ведомства Сергея Сапельникова, в конце 2010 года выдача необходимой информации будет происходить в режиме онлайн. Это означает, что россиянам больше не придется отстаивать очереди на сдачу документов, потом – на их получение или же переплачивать, пользуясь услугами фирм-посредников или предприимчивых пенсионеров. Услуги последних стоят, правда, недорого. Ежедневно уступать свое место в очереди поближе к окошку госслужащего и сэкономить, таким образом, несколько часов работающим гражданам они готовы рублей за 500.
Позвонив в две фирмы, которые активно предлагают посреднические услуги по регистрации земельных участков в интернете, я узнала, что за сбор необходимых бумаг, регистрацию в Росреестре и получение на руки полного комплекта документов мне бы пришлось заплатить 21 тысячу или 25 тысяч рублей. Поспособствовать в получении кадастрового паспорта фирмы готовы за семь тысяч рублей.
Чиновники Росреестра признаются, что они мечтают, чтобы посетители к ним вообще не приходили, а все взаимодействие происходило виртуально: запросы и документы они бы получали по каналам цифровой связи, затем обрабатывали их и отправляли ответы, справки и данные из реестров гражданам.
Правда, несмотря на отчеты о впечатляющих успехах электронных услуг, исключить личное общение вряд ли получится. Ведь далеко не все люди, например, имеют доступ к интернету. Да и не все услуги можно оказать виртуальному клиенту.
Сейчас в электронном виде можно получать выписки из реестров земли и недвижимости, заполнять бланки заявлений на предоставление сведений или о регистрации имущества. Но провести регистрацию прав собственности «удаленно» будет невозможно еще длительное время. Дело в том, что по закону госрегистрация является единственным законным подтверждением права собственности на недвижимое имущество, говорит Татьяна Майорова, руководитель отдела правовых корпоративных стратегий АКГ «Развитие бизнес-систем».
Для того чтобы зарегистрировать право собственности, нужно подать не только заявление, но и комплект правоустанавливающих документов, в том числе и оригинальные экземпляры, часть из которых остается в органе госрегистрации. Оказывая услуги регистрации, служба проведет, в том числе, и экспертизу представленных правоустанавливающих документов и по форме, и по содержанию. Без личного присутствия гражданина такую операцию провести будет невозможно.
Кроме того, федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» просто не допускает подачу документов на регистрацию прав через интернет, добавляет Анастасия Андреева, ведущий юрисконсульт аудиторской компании МКПЦН.
Ждать изменений в этот закон в скором времени не стоит: слишком высоки риски. Ведь документы на регистрацию могут быть поданы лицом, не имеющим права на приобретение этого имущества в собственность. Да и через экран компьютера невозможно установить человека, который подает документы на регистрацию прав. Скорее всего, в Росреестре опасаются злоупотреблений мошенников и рейдеров, промышляющих подделкой документов на регистрацию собственности, полагают юристы. «И опасаются вполне резонно, – говорит Эдуард Савуляк, директор московского офиса компании Tax Consulting UK. – Даже не сомневаюсь, что подобных попыток будет очень много, а распознать подделку, поданную в электронном виде, очень сложно». При этом «крайним» в случае исков или ареста имущества станет именно регистрирующий орган.
Поэтому, по всей видимости, у территориальных подразделений Росреестра нет шансов превратить своих клиентов в сугубо виртуальных персонажей. Уничтожить очереди пока тоже не получится: рынок ипотеки начал восстанавливаться после кризиса, а, значит, количество регистрируемых прав собственности на жилье будет расти. Дачная амнистия также продолжает пользоваться популярностью.
Правда, внедряемая система предварительной записи на прием и электронные очереди – когда в терминале-автомате можно получить номерок и прийти в определенное время, а не ждать возможности сдать документы в цепочке плотно стоящих друг к другу людей (которые еще, как в советские времена, раз в два часа проводят перекличку) – позволит сократить количество регистраций «по знакомству» и число посредников.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции