МОСКВА, 13 сен - РИА Новости. Рост числа турагентств привел к росту мошенничества в сфере туризма - в летнем сезоне участились случаи, когда компании исчезали, собрав с клиентов деньги. "В текущем году в России не было ни одного месяца, когда бы не поступали сообщения об очередном вынужденном или умышленном уходе с рынка турагентств", - сообщил на пресс-конференции в понедельник президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько.
Руководитель юридической комиссии РСТ Георгий Мохов сообщил, что действующее российское законодательство позволяет владельцам турагентств в случае финансовых проблем закрыть свою фирму, не расплачиваясь с клиентами. По его словам, многие бизнесмены сейчас выбирают туризм, так как в этом бизнесе почти нулевой порог вступления.
"Уставной капитал новых турагентств обычно не превышает 10 тысяч рублей, что говорит о том, что для открытия турагентства в России нужно минимум средств. Однако стоит заметить, что туризм - один из наиболее рисковых видов бизнеса, что часто приводит новичков к краху", - рассказал Мохов.
"Учредители турагентств, бросая бизнес, почти не несут никакой ответственности. Их уставной капитал составляет 10 тысяч рублей, а долгов при этом может быть на несколько сотен тысяч. Судебные приставы обычно прекращают дело в связи с отсутствием средств у должника", - пояснил он, комментируя участившиеся случаи закрытия турфирм. По его словам, данная ситуация помогает мошенникам довольно комфортно существовать на туристическом рынке.
"Как юрист я сталкивался со случаями, когда один и тот же предприниматель фактически на одном и том же месте в одном городе несколько раз создавал новые фирмы, только меняя что-то в их названии, обманывая при этом сотни новых клиентов", - отметил руководитель юридической комиссии РСТ.
Он подчеркнул, что в таких случаях можно завести дело о мошенничестве в крупном размере (когда речь идет о суммах более 250 тысяч рулей) и предприниматель может понести уголовную ответственность, вплоть до лишения свободы, но при этом необходимо доказать умысел в его действиях, а сделать это довольно сложно.
Еще одной темой пресс-конференции стала проблема предоставления агентствами клиентам необоснованных и подозрительно больших скидок. Стандартная комиссия, которую обычно туроператоры дают своим агентствам, составляет 10-12%. Турагентства-новички же, стремясь завлечь клиентов, предлагают туристам скидки в 7-10% и выше. По данным РСТ, оставшейся доли комиссионного вознаграждения не хватает даже для того, чтобы обеспечить работу офиса. Клиенты верят заманчивым предложениям и не понимают, что все это зачастую признак повышенных предпринимательских рисков, которые берет на себя турагентство.
Региональные отделения РСТ и входящие в союз туристические ассоциации стараются противостоять этому процессу. Например, по словам пресс-секретаря РСТ Ирины Тюриной, компании, входящие в удмуртское отделение Российского союза туриндустрии, ввели платный подбор туров: они предлагают заключить договор и заплатить хотя бы 1000 рублей, которые в случае покупки тура включаются в его стоимость.
"Главными учредителями проблемных турагентств становятся клиенты турфирм, считающие, что это легко, менеджеры, работающие в этой сфере один-два года, люди, желающие организовать семейный бизнес, опытные менеджеры, открывающие турфирмы "под сезон", и мошенники, убедившиеся в своей безнаказанности", - заявила Тюрина.
По ее словам, тверское отделение РСТ совместно с областным органом управления туризма приступило к созданию регионального реестра турагентств. По этому пути идет все больше регионов.
Специалисты РСТ считают, что необходимо рассмотреть вопрос о включении турагентской деятельности в перечень видов, упомянутых в постановлении правительства "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности".
В 2007 году РСТ совместно с юридическим агентством "Персона Грата" и издательским домом "Тонкости продаж" учредил Общероссийский генеральный реестр туристических агентств, где турфирмы могут регистрироваться в заявительном порядке. На сегодняшний момент в реестр вошли 7935 компаний, что составляет более двух третей участников агентского рынка.
Согласно данным РСТ больше всего зарегистрированных агентств в Москве - 27. В Санкт-Петербурге таковых 15, в Перми - восемь, в Уфе - шесть. По пять агентств в Саратове и Новосибирске, по четыре в Тюмени, Твери и Набережных Челнах. В 13 городах в реестре зарегистрировано по три агентства, в 12 - по два, в 46 - по одному. Для примера, в начале 2009 года в Красноярске было 130 турагентств, сейчас их 300.