Сто лет назад, 12 сентября 1910 г., в Мюнхене (Германия) впервые прозвучала Восьмая симфония австрийского композитора и дирижера Густава Малера (Gustav Mahler, 1860 1911 гг.), которую также называют "Симфонией тысячи участников".
Премьере сопутствовал триумфальный успех. Восьмая симфония была написана Малером в 1906 г. и предназначалась для тысячи музыкантов - гигантского оркестра, двух смешанных хоров, детского хора и восьми солистов. Дирижировал автор. Великий композитор, которому оставалось менее года жизни, считал эту симфонию лучшим из всего им созданного.
В письме к своему другу дирижеру Виллему Менгельбергу (Willem Mengelberg) Малер писал: "Я только что закончил мою Восьмую симфонию - самое значительное из всего, что я до сих пор написал. Сочинение настолько своеобразно по содержанию и по форме, что о нем невозможно даже рассказать в письме. Представьте себе, что вселенная начинает звучать и звенеть. Поют уже не человеческие голоса, а кружащиеся солнца и планеты".
Композитор разделил симфонию на две части, соответственно тексту, порученному хорам и солистам. В первой части взят текст католического гимна: "Veni creator spiritus" ("Приди, дух животворящий"), во второй - восьмистишие из финала 2-й части "Фауста" Иоганна Гёте:
Все быстротечное -
Символ, сравненье.
Цель бесконечная
Здесь - в достиженье.
Здесь - заповеданность
Истины всей.
Вечная женственность
Тянет вас к ней.
(Перевод Б. Пастернака).
В кульминационной Восьмой симфонии наиболее отчетливо сказывается основная этическая идея Малера, понимающего музыку как одну из высших сил воздействия на личность и массу.
Восьмую симфонию Густава Малера часто сравнивают и ставят рядом с Девятой Людвига ван Бетховена с ее финальной "Одой к радости". По мысли композитора, Восьмая симфония должна была стать возвышенной одой человеку, его творческому духу, одой красоте и гётевской "вечной женственности". Вместе с тем она мыслилась Малером как "симфония симфоний", венчающая симфоническую эпопею, которую автор создавал на протяжении двух десятилетий. Иными словами, Восьмой симфонии отводилась роль финала сверхцикла всех симфоний Малера.
"Симфония тысячи участников" является типичным примером новаторства Малера: в ней нет четырехчастного деления произведения, а инструментальная музыка органично сочетается с вокалом и хоровым пением.
Первоначально Малер собирался посвятить Восьмую симфонию немецкому народу. Но отказался от этой мысли. Композитор ограничился скромным посвящением на титульном листе партитуры: "Моей любимой жене Альме Марии".
В 2009 г. Восьмую симфонию Густава Малера сыграли в Большом зале Санкт Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.