Рейтинг@Mail.ru
Симонов: ЕГЭ-рейтинг - один из инструментов на рынке образования - РИА Новости, 08.09.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Симонов: ЕГЭ-рейтинг - один из инструментов на рынке образования

© Иллюстрация РИА НовостиРейтинги ВУЗов
Рейтинги ВУЗов
Читать ria.ru в
Дзен
Итоги ЕГЭ-рейтинга, подготовленного Высшей школой экономики и РИА Новости по заказу Общественной палаты, комментирует заместитель руководителя агентства "Рейтор" Сергей Симонов.

Отражают ли рейтинги вузов реальную ситуацию в высшем образовании? И какие выводы на их основе должны делать абитуриенты и ректоры? Итоги ЕГЭ-рейтинга, подготовленного Высшей школой экономики и РИА Новости по заказу Общественной палаты, комментирует заместитель руководителя агентства «Рейтор» Сергей Симонов.

- Сергей Вадимович, есть давно сложившиеся представления о лучших вузах. Рейтинги - в том числе, вновь опубликованные - оказывают на них влияние?

- У нас в обществе отношение к рейтингам - сдержанное. Если решение о выборе вуза принято, то оно не меняется. Но в любом случае рейтинг – это информация, которую принимают к размышлению.

В данном случае – с ЕГЭ-рейтингом – информация на мой взгляд, ломает сложившиеся представления и несколько дезориентирует потребителя. Посмотрите: топ-25 включает вузы, которые готовят экономистов, юристов, врачей. В этом списке только 3 технических университета. В целом, технари и региональные вузы в рейтинге далеко не на лучших позициях.

Но надо понимать, что это обыкновенный срез по одному критерию – в данном случае среднему баллу ЕГЭ. И, конечно же, нельзя не его основе принимать скоропалительных решений – закрывать программы, которые попали в самые нижние строчки по результатам рейтинга. Нужен более глубокий анализ ситуации с высшим образованием, и комментарии к рейтингам должны быть осторожными – такими, как у министра Андрея Фурсенко.

- Министр образования и науки РФ отметил, что для первокурсников информация о том, что их вуз находится в «красной зоне», может стать шоком.

- Конечно, может. Что подумает житель Твери, когда увидит Тверской государственный технологический университет в «красной зоне» рейтинга? Конечно, для него эта информация будет шоком.

Поэтому любой рейтинг должен сопровождаться глубокими и сильными комментариями ко всем цифрам и показателям, чтобы показать их подноготную и сориентировать читателя.

Не надо говорить, что те, кто оказались в хвосте рейтинга – это в буквальном смысле аутсайдеры. Это всего лишь нижняя позиция в таблице рейтинга - не более того. Ведь всегда на основе рейтинга можно построить еще один, который будет «привязан» к региону – и в котором уже вуз уже будет не аутсайдером, а номером один.

Нельзя после каждого рейтинга делать политические выводы - закрывать подготовку на программах-аутсайдерах. В данном случае рейтинг не аутсайдерство показывает, а политику вуза в отношении набора. И эту политику на основе рейтинга, конечно, надо корректировать.

- Какие выводы на основе рейтингов стоит делать абитуриентам? И надо ли им корректировать свой выбор с учетом новой информации?

- Рейтинг – это всего лишь один из инструментов, который помогает сориентироваться на рынке образовательных услуг. На окончательное решение влияют и перспективы трудоустройства, и мнение тех, кто уже закончил этот вуз, семейные традиции…

Надо понимать, что данный рейтинг отражает ситуацию с конкретным явлением – ЕГЭ, то, как администрации вузов фильтруют абитуриентов при приеме на первый курс.

К примеру, медицинские вузы очень вдумчиво и серьезно относятся к своему «входному фильтру», отбирая абитуриентов со средним баллом ЕГЭ около 80. И это правильно: хорошего врача можно подготовить только из хороших абитуриентов.

А есть вузы, которые снижают требования «на входе», - и абитуриентам тут стоит задуматься.

- О качестве образования в вузе данный рейтинг свидетельствует?

- Отчасти да, ведь потом надо будет учиться. Министр образования и науки на пресс-конференции отметил, что рейтинг как раз отражает качество высшего образования, а не школы.

С другой стороны, если вуз беспринципно относится к тому, кто у него учится на первом курсе – значит, скорее всего, у него такая политика и по отношению к студентам.

Другое дело, что сложно сравнивать, к примеру, гуманитарные и технические направления подготовки – это все равно, что сопоставить легковые и грузовые автомобили. Понятно, что в каждом классе свои лидеры.

- Должны ли вузы реагировать на рейтинги?

- Конечно. Лично для меня в этом рейтинге было неожиданным то, с каким минимальным баллом идет набор на некоторые направления. К примеру, в «красной зоне» рейтинга есть вузы, в которых был возможен прием со средним баллом 40 – это же тройка! Нужно ужесточать требования к набору, а не идти на поводу у ситуации - кто пришел, того и взяли.

Понятно, что все это связано и с демографической ситуацией, бюджетом вузов (если не набрать на студентов – не будет и финансирования), но в любом случае вузовские администрации должны повышать требования. Надо усиливать работу с массовой школой, создавать базовые классы, организовать подготовительные курсы – можно ведь за два года до поступления и троечника подготовить так, что он сдал экзамены успешно.

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала