По итогам прошедшего 31 августа заседания Госсовета президент Дмитрий Медведев заявил о необходимости существования начального и среднего профессионального образования. Однако вопрос о дальнейшем развитии начального профессионального образования (бывших ПТУ, а ныне профессиональных лицеев) остается открытым. О путях его решения в интервью РИА Новости рассказала директор Центра изучения проблем профессионального образования, вице-президент Международной ассоциации профессионального образования Ольга Олейникова.
- Ольга Николаевна, в проекте нового закона «Об образовании» ничего не говорится о начальном профессиональном образовании. Оправдано ли это?
- Я категорически не согласна с таким подходом. Начальное профобразование выполняет огромную социальную функцию, предоставляя возможность молодежи, по разным причинам не стремящейся или не имеющей возможности поступать в вуз, получить первую полноценную квалификацию.
Оно дает старт в жизни и профессии молодежи из проблемных групп (а такой в России немало и, думаю, в ближайшие годы станет еще больше), ребятам из села, людям с ограниченными возможностями.
- Однако эти ребята могли бы учиться в учреждениях среднего профессионального образования…
- Речь не об этом, а о том, что рынку труда нужны квалифицированные рабочие. Учиться можно где угодно. Главное, чтобы были учебные программы, приводящие к получению рабочих квалификаций того качества и содержания, которое нужно современному производству. Сегодня рабочие должны знать и уметь очень много.
У нас в стране еще не до конца понимают, что есть уровни квалификации и программы, приводящие к получению соответствующих дипломов, а есть сегменты системы образования и типы учебных заведений. Квалификации среднего профессионального образования, по сути, являются приращением к квалификациям начального профессионального образования.
В своем недавнем документе ЮНЕСКО призывает государства сохранять за собой ответственность за данный образовательный уровень.
- В России существует пренебрежительное отношение к ПТУ, работодатели нередко отказываются брать их выпускников на работу…
- Это не совсем так. Все зависит от того, чему и как учат в конкретном ПТУ. Существуют блестящие учебные заведения начального профобразования, отлично оборудованные, выпускающие прекрасных рабочих для предприятий – своих социальных партнеров.
На заседании Госсовета говорилось о необходимости улучшения имиджа рабочих профессий. Это можно делать не только через СМИ. Сложившийся негативный образ ПТУ можно изменить, включая лицеи в состав многопрофильных профессиональных колледжей, как это было сделано в Москве. В таком колледже реализуются программы и начального, и среднего, и дополнительного профобразования, там хорошая материальная база, совсем иные возможности.
- А прикладной бакалавриат?
- Высшее образование имеет свои цели и задачи, а начальное и среднее профессиональное – свои. Только в Японии высококвалифицированных рабочих готовят университеты, но они идут работать на высокотехнологичное производство со стартовой зарплатой от 5 тысяч долларов.
Сделать всех бакалаврами нереально, это будет просто халтура и нецелевое расходование средств. Квалификации, их тип и уровень диктуются рынком труда, требованиями развития производства и социальной сферы, а не порождаются фантазией министерства или научно-исследовательских институтов.
- Однако, в условиях постиндустриального общества экономике нужны все более квалифицированные специалисты…
- Рабочие нужны в любом обществе. Поэтому нужно доводить начальное профессиональное образование до требуемого уровня, а не упразднять его, поскольку в том виде, в котором оно существует сейчас, оно мало кому нужно, включая молодежь. В целом, требования к качеству образования, уровню компетенций постоянно растут, а значит нужно вводить новые стандарты, обучать преподавателей, налаживать отношения с производством.
Начальное профессиональное образование - это не тупиковый путь: выпускники лицеев могут продолжить образование на следующем уровне, если у них есть способности, желание и возможности.
- Зачастую в профессиональных лицеях и колледжах ребята учатся на устаревшей технике и не поспевают за обновлением технологий на производстве.
- Выход один: обновление материальной базы и расширение возможностей обучения на предприятии, на реальных рабочих местах. При этом, на мой взгляд, бизнес вовсе не обязан финансировать часть обучения и открывать свои центры подготовки – компании платят налоги, из которых формируется госбюджет, в том числе, на образование. Их вклад – предоставление наставников, рабочих мест для обучения, реализация совместных проектов с учебными заведениями.
Можно пойти по пути предоставления налоговых льгот и субсидий для предприятий, вкладывающих в обучение будущих сотрудников.
В любом случае, после Госсовета появилась надежда на дальнейшее развитие и реальную модернизацию начального и среднего профессионального образования. И это радует.
Материал подготовила Мария Грачева (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости