До сих пор никто не знает в точности, что выгнало этим летом молодую суматранскую тигрицу из ее родной римбы (так в Индонезии называют джунгли) и привело в деревню Мекар-джая в самой глуши юго-западного побережья шестого по величине на планете острова Суматра. То ли ей не хватало еды, то ли было просто любопытно… Ясно лишь, что Мекар (как полосатую хищницу окрестили в честь этой самой деревни) стала появляться там в июне-июле все чаще - и оставаться все дольше.
Ставшие чуть ли не ежедневными визиты царицы джунглей (как зовут на Суматре представительниц этого охраняемого законом редкого вида хищников) не слишком радовали крестьян - за прошлый год тигры убили на острове девять человек. Застрелить или отравить охраняемого законом зверя? За это можно оказаться за решеткой.
И 11 июля Мекар изловили егери Управления по сохранению естественных ресурсов провинции Бенкулу и посадили ее в клетку. Потому что ни на что другое бюджета управления не хватает, а крестьяне были категорически против того, чтобы выпустить ее снова на волю в расположенном поблизости заповеднике. Ведь суматранский тигр способен за сутки преодолеть до 50 километров, и тигрица могла вскоре вернуться в привычные места.
Совсем недавно в Индонезии жили три вида тигров…
Слово "суматранский" в данном случае говорит не только о единственном острове, где сейчас сохранились эти хищники, но и об их принадлежности к единственному до сих живущему в Индонезии виду тигров - суматранскому (Panthera Tigris Sumatrae). Как считают специалисты, наиболее угрожаемому на планете: его численность за последние пять лет, по некоторым оценкам, сократилась чуть ли не вдвое. А всего в 13 странах мира - Бангладеш, Бутане, Вьетнаме, Индии, Индонезии, Камбодже, Китае, Лаоса, Малайзии, Мьянме, Непале, России и Таиланде - на этот момент в дикой природе живет лишь 3,2 тысячи тигров по сравнению с примерно ста тысячами в начале ХХ века.
"Раньше в Индонезии жили три вида тигров - балийский, яванский и суматранский, но сейчас сохранился только последний. Суматранских тигров на этот момент насчитывается всего примерно 400 особей, и их численность пока что продолжала падать год от года", - рассказывает РИА Новости прибывший в Бенкулу генеральный директор министерства лесного хозяйства Индонезии Дарори (Darori).
Да, не столь уж давно на Страну трех тысяч островов приходилась ровно треть из девяти видов полосатых хищников, насчитывавшихся во всем мире. Но 27 сентября 1937 в западной части хорошо известного в России острова Бали была застрелена последняя балийская тигрица, а в 80-е годы прошлого века, считают специалисты, по всей вероятности, был окончательно истреблен и яванский тигр. Так что сейчас в Индонезии официально подтверждено существование лишь самого миниатюрного из всех встречающихся ныне на планете пяти видов полосатых хищников (средняя длина самца с хвостом лишь 204 сантиметра, вес около 136 килограммов). Суматранский тигр имеет более узкие полосы на теле и более длинную бороду по сравнению с живущими на континенте собратьями.
"Они сталкиваются с множеством проблем - прежде всего, из-за нелегальной охоты, но также и в связи с сокращением естественной среды обитания - лесов. Тигры просто вынуждены выходить за пределы своих территорий, но тогда они попадают в зоны постоянного проживания людей. Именно это и случилось в деревне Мекар-джая", - продолжает генеральный директор.
"Полосатый рейс"
Мекар не только молода (примерно два с половиной года), но и не слишком велика (даже для суматранской тигрицы) - всего 185 сантиметров в длину, 77 сантиметров в холке, 63 килограмма полосатого обаяния. Но - и угрозы.
При близком знакомстве начинаешь лучше понимать, почему она насмерть перепугала своими частыми визитами жителей Мекар-джаи. Смотрите на этом видео, как она неожиданно бросается на пытающегося ее напоить ветеринара.
Но мы забежали вперед…
Корреспондент РИА Новости познакомился с пойманной царицей джунглей через полтора месяца после поимки - в столице провинции Бенкулу, где ее готовили к перелету в соседнюю провинцию Лампунг.
Сначала - медосмотр, для которого Мекар предварительно усыпили.
"Вполне здорова, лишь несколько обезвожена", - такой вердикт выносит специализирующаяся на тиграх ветеринар из индонезийского парка "Сафари". Значит, завтра - в полуторачасовый полет на прилетевшем за ней легком самолете индонезийского производства в расположенный на самом южном кончике Суматры национальный заповедник Южный Букит-Барисан. Точнее - в анклав Тамблин, где находится созданный крупным индонезийским предпринимателем Томи Винатой (Tomy Winata) Центр спасения тигров (ЦСТ).
Там Мекар будет долго отказываться выйти из ставшей для нее привычной клетки в заранее приготовленный вольер. Наглядно демонстрируя этим, почему подобный реабилитационный центр необходим: похоже, царица джунглей уже не испытывает никакого желания охотиться сама - даже просто поймать такой деликатес, как курицу, при помощи которой ее пытались выманить…
Полосатые убийцы
Как раз в те дни, когда Мекар готовилась к полету, индонезийское национальное информационное агентство Антара сообщило о частых нападениях тигра на скот и собак жителей деревни Каю-Эмбун в соседней с Бенкулу провинции Джамби. Убиты три собаки, две ранены.
"Пока что этот тигр на нас самих не нападал, однако мы опасаемся, что жертвой следующего нападения могут стать люди, - говорит староста деревни Джандида (Jandida). - Вся работа на полях замерла: люди боятся выходить из домов".
Эти страхи далеко не беспочвенны: менее чем за две недели в мае 2004 года в индонезийской провинции Риау тигры напали на шестерых человек, убив двоих из них. По словам главы Управления по сохранению естественных ресурсов провинции Джоне Кинеди, практически все жертвы занимались незаконной рубкой леса. А только за первую декаду прошлого марта лишь в одном районе провинции Джамби - Сунгей-Гелам - тиграми убиты пять нелегальных рубщиков.
"А не лезьте туда, - говорит Дарори о специально созданных для сохранения тигров анклавах в шести суматранских заповедниках. - Это их территория, и люди должны уважать ее. Если вы нарушите границы, на вас нападут - и не вините за это тигров".
Но что значит: "не лезьте"? По данным самого Министерства лесного хозяйства Индонезии, среда обитания тигров в этой стране из-за освоения лесов человеком за последнюю четверть века усохла вдвое. И как быть, когда сами тигры выходят за эти границы?
В марте этого года в индонезийской провинции Джамби житель деревни Спонджен 25-летний Дармулис (Darmilus) ловил рыбу на опушке леса, когда на него неожиданно напал вышедший из джунглей тигр, сломавший рыбаку шею. Увидевшие произошедшее односельчане Дармулиса смогли отпугнуть хищника криками, однако осмелились приблизиться к телу только через час. По словам старосты деревни Юрианто (Juhrianto), это уже второе за последние дни нападение тигров на людей в тех местах.
В июле тигр убивает обрабатывавшего посадки какао крестьянина в самой западной индонезийской провинции Ачех и утаскивает его истерзанное тело за 20 километров от посадок. Наконец, уже в августе в провинции Риау полосатая смерть настигла собиравшего каучук на плантации 17-летнего юношу…
Разрешим ли конфликт?
"В провинции Бенкулу, вероятно, сейчас насчитывается 40-50 суматранских тигров. И они все чаще появляются в местах проживания людей - сообщения о том, что хищники заходят в населенные пункты, поступали в последнее время из примерно двух десятков деревень", - говорит РИА Новости глава Управления по сохранению естественных ресурсов Бенкулу Анди Басрул (Andi Basrul).
На самом деле точное число полосатых хищников в провинции не знает никто, уточняет один из его подчиненных. Для детальных обследований на местах нет ни средств, ни подготовленного персонала, так что приходится полагаться на оценки. А они основываются на сообщениях крестьян, которые видели либо самих тигров, либо их следы. Либо - что происходит в последнее время все чаще - лишились в результате нападений своих собак или скота. По данным управления, серьезно повреждены менее 40% из 900 тысяч га лесов в Бенкулу, и в зоне, относящейся к ареалу обитания тигров, стоят уже не менее трех деревень. В результате конфликты между царем джунглей и царем природы происходят все чаще, а просто визиты тигров даже в сами дома деревенских жителей районов Селума и Каур стали чуть ли не банальностью.
"У тигров есть свои "домашние" зоны, которые, к несчастью, во многих случаях разрабатываются для других нужд, - говорит эксперт Богорского сельскохозяйственного института Хади Аликодра (Hadi S.Alikodra). - И когда эти зоны захватываются людьми, конфликты становятся неизбежны".
"Но ведь и люди оказывают все большее давление на тигров - как возделывая все новые поля, так и непосредственно охотясь на них. Только за последние пять лет в Бенкулу были убиты пять тигров - по одному в год", - уточняет Анди Басрул.
"Эскалация конфликта происходит потому, что люди и тигры просто не могут сосуществовать в гармонии: любо первые вторгаются на территорию вторых, либо наоборот, - согласна наблюдающая за дикими тиграми ветеринар из парка "Сафари" Лигая Тумбелака (Ligaya Tumbelaka).
По данным Министерства лесного хозяйства Индонезии, за последние два года на всей Суматре убито или поймано около 40 тигров. Но, скорее всего, реальное количество намного выше: ведь чиновники говорят лишь о тех случаях, которые стали известны.
По более тревожным оценкам экологов только браконьеры уничтожают на Суматре по 33 тигра ежегодно. Так, лишь один пойманный с поличным в марте этого года в провинции Риау охотник Вирьо Асмади (Wiryo Asmadi) признался, что собственноручно с 1960 года застрелил 44 полосатых хищника. "Борода", как прозвали его односельчане, начал охоту на них с 17 лет и продавал добычу перекупщикам в близлежащем Сингапуре.
Что делать с браконьерами - понятно, и Министерство лесного хозяйство Индонезии в настоящее время готовит законопроект, призванный превратить десятилетний срок тюремного заключения за это преступление из максимального, как в действующем на этот момент законодательстве, в минимальный (а уничтожение естественной среды обитания угрожаемых видов животных карать минимум пятью годами за решеткой). Но что же делать, когда сами тигры нападают на людей? А такое в последние месяцы случается на Суматре чуть ли не еженедельно.
О том, что можно прочесть в глазах тигра и как проиходит возвращение "вымерших" видов, можно будет узнать во второй части.
Михаил Цыганов