На заседании Госсовета президент Дмитрий Медведев поручил продумать вопрос трудоустройства преподавателей вузов, где обучается мало студентов, не исключив возможности их перехода в учреждения начального и среднего профессионального образования. О перспективах реализации этой идеи в интервью РИА Новости рассказала директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина.
- Ирина Всеволодовна, как вы оцениваете перспективы перехода вузовских преподавателей в учреждения профессионального образования более низкого уровня - лицеи, колледжи?
- Я считаю, что это возможно в относительно редких, индивидуальных случаях, но никак не в массовом порядке.
Во-первых, сразу же возникнет вопрос оплаты труда преподавателей. Сейчас в вузах им платят надбавки за степени докторов и кандидатов наук, тогда как в учреждениях начального и среднего профессионального образования выплата надбавок за степень остается на усмотрение руководителя. Большинство ссузов и ПТУ просто не может себе этого позволить.
Во-вторых, в ПТУ и ссузах нет вакансий, которые могли бы занять преподаватели вузов. Учреждения среднего и особенно начального профессионального образования страдают от демографического кризиса куда больше вузов, а значит, с финансированием и рабочими местами там еще хуже.
В-третьих, вузовские преподаватели не владеют нужными навыками. Программы ПТУ и ссузов предполагают освоение конкретных, узких навыков, которые должны преподаваться практиками — мастерами производственного обучения. Техникумы и ПТУ, пользующиеся сейчас популярностью, связаны с конкретным производством — например, учебное заведение при пивоваренном заводе в Калуге, где учащихся готовят на нем работать.
Наконец, есть географические проблемы. Вузы размещаются в крупных городах, тогда как сеть учреждений начального и среднего профессионального образования традиционно была рассчитана на местный рынок труда. Многие из них находятся в малых и средних городах, так что переход туда вузовских преподавателей сопряжен с переездом на новое место жительства.
- Тем не менее, для того, чтобы модернизировать именно среднее, а не начальное профессиональное образование, в перспективе, вероятно, нужны вузовские кадры?
- Да. На мой взгляд, инвестирование в учреждения начального профессионального образования в их нынешнем виде не имеет смысла. Они рассчитаны на людей, закончивших 9 классов, тогда как Россия уже перешла на всеобщее полное среднее образование. Я считаю, что на перспективу развивать нужно учреждения среднего профессионального образования, что и происходит на практике. Проект нового закона «Об образовании», широкое обсуждение которого сейчас проходит, вообще исключает начальное профессиональное образование, то есть ПТУ. Он предполагает два уровня среднего профессионального образования: подготовку квалифицированных рабочих (3, 4 разряд) и подготовку менеджеров среднего звена. Также предполагается развитие программ прикладного бакалавриата на базе ссузов. Это будет уже высшее образование, и вот здесь требуется сотрудничество с вузами, вузовские преподаватели.
- Существуют ли ПТУ и ссузы, куда преподаватели из вузов могли бы прийти уже сейчас?
- Да, если в вузе, где они работали, есть технологические программы, позволяющие освоить какие-то конкретные производства, и люди, умеющие работать с ребятами 15-18 лет. Но такой переход, будет иметь смысл, если произойдет существенное изменения программ таких ссузов, закупки нового оборудования, переоснащение их библиотек. Это невозможно в массовом порядке — такие решения нужно принимать точечно. В целом, в настоящее время просто перейти на работу в ссузы и тем более в ПТУ вузовские преподаватели просто не смогут, а учреждения профессионального образования не смогут их принять.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости