Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

Борьба москвичей за сохранность Химкинского леса. Справка

Читать ria.ru в
Химкинский лес расположен в пяти километрах от Москвы между городом Химки, деревней Старбеево, рекой Клязьма и Международным шоссе (от Ленинградского шоссе к аэропорту Шереметьево). Президент РФ Дмитрий Медведев 26 августа поручил правительству приостановить реализацию постановления кабинета министров о строительстве автодороги через Химкинский лес.

Химкинский лес расположен в пяти километрах от Москвы между городом Химки, деревней Старбеево, рекой Клязьма и Международным шоссе (от Ленинградского шоссе  к аэропорту Шереметьево). Лес занимает участок площадью почти 1000 гектаров и является частью лесозащитного пояса Москвы.

В 2004 году президентом РФ было принято решение о строительстве скоростной платной автодороги Москва – Санкт?Петербург. Новая дорога должна была стать  дублером наиболее загруженного движением участка федеральной автодороги М?10 "Россия". Проектная документация на строительство первого участка автодороги была разработана в 2005?2006 годах. Проект предусматривал, что платная скоростная автострада пройдет прямо через Химкинский лесопарк.

При этом трасса проходит через весь лес, разрезая его на две части – что, по мнению жителей Подмосковья, сразу же разрушит всю лесную экосистему и сделает лес непригодным для жизни крупных животных.

Помимо автодороги, на землях Химкинского лесопарка запланировано размещение объектов транспортной инфраструктуры и капитального строительства.

28 апреля 2006 года появилось постановление правительства Московской области  № 358/16 "О мерах по строительству скоростной автомобильной магистрали Москва – Санкт-Петербург и развитию связанных с ней территорий Московской области". 31 июля 2006 года появился приказ министерства транспорта РФ о строительстве платной скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург.
 После обнародования планов властей вырубить часть Химкинского леса местные экологи, а также Гринпис, Всемирный фонд дикой природы и другие природоохранные организации выступили с протестами.

Жители Химок, Москвы и других городов развернули масштабную кампанию по защите леса. Было собрано более 12 тысяч подписей против уничтожения Химкинского леса, проведены акции протеста в Химках и Москве, написано огромное количество писем в разные инстанции, создан сайт в Интернете о Химкинском лесе www.ecmo.ru.

В июне – июле 2007 года  состоялись пикет и митинги в защиту Химкинского леса. 5 сентября 2007 года обращения в защиту леса были направлены в Администрацию города Химки, Администрацию МО, Министерство транспорта РФ, Росприроднадзор, Правительство Москвы. В Генеральную Прокуратуру был направлен запрос о проверке законности решений о прокладке трассы через лес. 4 сентября 2007 года Обращение в защиту леса с подписями передано президенту РФ. Москвичи просили президента проверить законность прокладки автомагистрали через лесопарк. Из Администрации президента обращение было направлено на рассмотрение в Минприроды.

30 октября 2007 года общественным движением в защиту Химкинского леса был получен ответ от заместителя главы Росприроднадзора Олега Митволя, который признал вырубку Химкинского леса незаконной. Митволь написал в Генеральную прокуратуру письмо с просьбой приостановить действие постановления правительства Московской области, т.к. "правовой режим Химкинского лесопарка, относящегося к защитным лесам, не позволяет его использование". Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост вице‑премьера, разослал в Минтранс, МПР, Минрегион и Ростехнадзор письма с просьбой "рассмотреть обращение химкинцев и принять меры по обеспечению соблюдения законодательства РФ по использованию земель и права граждан на благоприятную окружающую среду".

25 и 26 ноября 2007 года в Москве прошли акции протеста против уничтожения Химкинского леса. Около 20 человек пикетировали здание Министерства транспорта России на Лубянке. Среди них были представители инициативной группы "В защиту Химкинского леса", активисты Демократической партии России и партии "Зеленые". Участники акции держали в руках плакаты: "Нет экологической катастрофе", "Экологию под контроль граждан", "Не отдадим чиновникам Химкинский лес", "Российскому производству - европейские нормы".

В декабре 2007 года заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Николай Чуркин заявил, что Химкинский лес, заповедный уголок природы Ближнего Подмосковья, не будет уничтожен под автомагистраль и строительство без согласия жителей. "Ни одно действие не произойдет без постановления властей, а власти не предпримут никаких действий без проведения общественных слушаний", – заявил Чуркин. Он подчеркнул, что в данной ситуации "все будет решать народ".

26 февраля 2008 года в Таганском суде Москвы  состоялось судебное заседание по законности постановления о вырубке леса и о прокладке платной автотрассы Москва – Санкт?Петербург через Химкинский лес. Как выяснилось, проект был подписан мэром Химок Стрельченко с грубыми нарушениями – без публичных слушаний и в тайне от жителей.

28 марта 2008 года перед Министерством транспорта прошла очередная акция против вырубки Химкинского леса. В мае 2008 года  экологическая общественность Московской области совместно с представителями международной организации защитников окружающей среды "Гринпис" обратились в Межрайонную природоохранную прокуратуру Московской области и Минприроды РФ с требованием остановить вырубку Химкинского леса и проверить законность сдачи в аренду лесных участков.

Экологи считают, что вырубка леса возле деревни Вашутино, у садового товарищества "Исток?2", проводится незаконно. После обращения экологов  в прокуратуру по распоряжению помощника прокурора Кирилла Говорова на место вырубки приехала экологическая милиция, и вырубка была остановлена. Экологи обратились в правоохранительные органы с просьбой проверить законность сдачи в аренду обширных участки леса возле химкинских поселков Ивакино, Старбеево и Вашутино.

27 мая 2008 года жители городского округа Химки подали три обращения полномочному представителю президента РФ по Центральному федеральному округу Георгию Полтавченко с просьбой защитить Химкинский лес от уничтожения. В своих обращениях они потребовали отменить постановление губернатора Московской области и предложили рассмотреть имеющиеся альтернативные варианты трассы. Экологи попросили Полтавченко проконтролировать рассмотрение обращения к председателю правительства РФ, прокурору Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области и министру природных ресурсов и экологии РФ по фактам незаконных вырубок Химкинского леса под застройку, "утери" границ леса, сдачи его в аренду десяткам фирм‑однодневок. Кроме того, экологи считают необходимым придать лесу статус особо охраняемой природной территории.

19 июня 2008 года Общественная экологическая организация "Зеленый патруль" и российская экологическая партия "Зеленые" совместно с подмосковными активистами‑экологами установили палаточный городок на границе с подмосковным Химкинским лесом, протестуя против его вырубки. Организаторы лагеря сообщили, что обратились к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с просьбой разобраться в ситуации и аннулировать передачу в аренду 15 гектаров Химкинского леса. В своем обращении экологи потребовали выяснить обстоятельства исчезновения документации о статусе и границах земель Химкинского леса, установить четкие границы леса согласно снимкам из космоса.

16 июля 2008 года депутаты Мосгордумы приняли обращение к правительству РФ, в котором  говорится, что они считают недопустимым строительство платной автомобильной дороги Москва – Санкт?Петербург через территорию Химкинского лесопарка. "Московская городская дума просит принять решение правительства РФ о придании Химкинскому лесопарку статуса особо охраняемой природной территории и пересмотреть проект строительства платной скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт?Петербург так, чтобы она не проходила по территории Химкинского лесопарка", - говорится в обращении. Мосгордума признает необходимость строительства автомагистрали нового поколения между двумя крупнейшими экономическими центрами России, однако считает, что "при решении этой задачи не должен быть нанесен ущерб лесозащитному поясу Москвы", говорится в обращении.

В начале октября 2008 года заместитель главы Росприроднадзора Олег Митволь и депутат Мосгордумы Сергей Митрохин приняли участие в митинге защитников Химкинского леса на Пушкинской площади.

13 ноября 2008 года в Химкинском районе Старобеево было совершено нападение на подмосковного журналиста‑эколога, редактора газеты "Химкинская правда" Михаила Бекетова. С закрытой черепно‑мозговой травмой, сотрясением мозга, переломом голени и множественными гематомами журналист был доставлен в городскую больницу Химок бригадой "скорой помощи" из своей квартиры. Олег Митволь связал это нападение с попытками Бекетова защитить Химкинский лес.

Глава Химок Владимир Стрельченко неоднократно отрицал заинтересованность властей в нападении на защищавшего Химкинский лес журналиста и заявлял, что не знает, в чьих интересах оно было совершено.

В конце декабря 2008 года Владимир Стрельченко отменил свое распоряжение о прокладке платной скоростной автомагистрали Москва ‑ Санкт‑Петербург через Химкинский лес.

В начале июля 2009 года правительство Московской области выпустило постановление, согласно которому ширина полосы земли Химкинского леса, отведенная под строительство скоростной платной трассы Москва ‑ Санкт‑Петербург, была сужена с трех километров до 100 метров. Новый документ отменяет предыдущие решения подмосковных властей, которые предполагали резервирование под строительство автодороги полосы шириной в три километра на территории Химкинского леса.

3 августа 2009 года "Движение в защиту Химкинского леса" направило в Европейский суд по правам человека иск против России с требованием запретить строительство автодороги Москва ‑ Санкт‑Петербург на территории леса.

Иск был подан от имени активистки движения Серафимы Наумочевой, которая до этого пыталась решить проблему в российских судах. В иске говорится, что строительство на территории Химкинского лесопарка запрещено законом (ст. 102, 105 Лесного кодекса РФ).

В конце сентября 2009 года экс‑министр экологии Франции, сенатор Доминик Вуане поддержала защитников Химкинского леса, направив президенту‑генеральному директору компании Vinci Concessions Хавьеру Виярду письмо в котором выразила обеспокоенность заключенным компанией контрактом на строительство трассы Москва ‑ Санкт‑Петербург.

"Строительство дороги в данной местности может повлечь очень сильные изменения в этом природном комплексе и в итоге грозит его исчезновению", ‑ говорится в обращении сенатора, текст которого опубликован на сайте защитников Химкинского леса.
 Росавтодор и ООО "Северо‑Западная концессионная компания" (консорциум компаний во главе с Vinci и Eurovia) подписали в июле 2009 года концессионное соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации платной скоростной автодороги Москва‑Санкт‑Петербург на участке 15‑58 километр.

5 ноября премьер‑министр Владимир Путин подписал распоряжение № 1642 о переводе земель Химкинского леса в земли транспорта и промышленности.

Правительственный документ гласит, что "земли лесного фонда площадью 144,8821 гектара переведены в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для строительства автомобильной дороги".

В январе 2010 года российские экологи призвали потенциальных международных финансовых инвесторов отказаться от возможного участия в проекте строительства платной магистрали Москва ‑ Санкт‑Петербург, поскольку проект, по мнению "зеленых", предполагает уничтожение Химкинского лесопарка.

Письмо с предложением не финансировать данный проект было направлено в адрес Европейского банка реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD), Всемирного банка (World Bank) и Европейского инвестиционного банка (European Investment Bank).
 Экологи предложили провести независимую экспертизу последствий реализации данного проекта для окружающей среды и биоразнообразия, сделать независимую оценку альтернативных вариантов данного проекта, не затрагивающих земель Химкинского лесопарка, и отменить распоряжение правительства РФ от 5 ноября 2009 года, согласно которому около 150 гектаров Химкинского лесопарка переводятся из земель лесного фонда в земли транспорта.

1 марта 2010 года Верховный суд РФ признал законным перевод порядка 150 гектаров Химкинского лесопарка из земель лесного фонда в земли транспорта для строительства через него первого участка платной автодороги Москва‑Петербург. Таким образом, суд отклонил иск, в котором экологи предлагали отменить соответствующее распоряжение правительства РФ от 5 ноября 2009 года.

Заявители сообщили о намерении подать жалобу в Кассационную коллегию Верховного суда РФ.

2 марта 2010 года на встрече в Париже президента Медведева с представителями деловых кругов России и Франции представители французской компании Vinci просили его повлиять на Европейский банк реконструкции и развития, который не хочет давать деньги на трассу Москва ‑ Санкт‑Петербург из‑за того, что строительству мешают "14 дубов". Президент обещал "разобраться с дубовой проблемой".

На состоявшейся 30 марта встрече российских правозащитников с президентом Дмитрием Медведевым ему были переданы материалы, касающиеся планов строительства в Санкт‑Петербурге "Охта‑центра" и по поводу Химкинского леса.

27 апреля 2010 года Кассационная коллегия ВС РФ признала законным решение суда первой инстанции. Таким образом, суд отклонил жалобу группы экологов.

15 июля 2010 года утром сотрудники компании, ведущей подготовку к строительству дублера Ленинградского шоссе, начали вырубать деревья в Химкинском лесу, активисты‑экологи добились приостановки работ. По их данным, у рабочих не было разрешений.

В этот же день защитники Химкинского леса в Московской области установили палатки на месте вырубки для организации круглосуточного дежурства.

19 июля 2010 года защитники леса построили баррикады, рассчитывая перегородить дорогу к месту вырубки деревьев.

В ночь на 23 июля 2010 года в лагере защитников леса произошла драка, а через несколько часов ОМОН забрал активистов движения. По словам одного из экологов, ночью в лагерь пришли неизвестные люди и затеяли потасовку с находящимися там активистами движения в защиту Химкинского леса. Последние вызвали милицию, но она не приехала, а спустя несколько часов в лагере появился отряд милиции особого назначения – ОМОН, который разогнал лагерь. Активистов увезли из лагеря на микроавтобусах в отделение милиции Химок.

В милиции заявили, что было задержано 15 защитников Химкинского леса за сопротивление милиционерам и нарушение общественного порядка.

28 июля вечером возле здания администрации Химок собрались порядка 90 молодых человек. Собравшиеся были в черных и красно‑белых масках, у некоторых лица были закрыты платками. Молодые люди закидали здание администрации файерами и пустыми бутылками и скандировали лозунги "Не допустим вырубку Химкинского леса", "Это наш лес", "Вырубку долой".

Молодые люди расписали здание администрации из баллончиков с краской. Акция продолжалась минут пять, после чего толпа организованно отошла в сторону железнодорожной платформы "Химки".

Милиционеры установили и задержали двух участников акции. По данному факту милицией было возбуждено уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 213 УК РФ ‑ хулиганство.

7 августа 2010 года около 200 человек приняли участие в пикете против вырубки Химкинского леса, прошедшего возле памятника Грибоедову на Чистопрудном бульваре в Москве.

22 августа на Пушкинской площади в Москве прошел митинг в защиту Химкинского леса, в котором приняло участие 800 человек, еще около 200 журналистов его освещали.

26 августа стало известно, что партия "Единая Россия" обратилась к президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой приостановить строительство скоростной автомобильной трассы Москва‑Санкт‑Петербург через Химкинский лес.

26 августа Президент России Дмитрий Медведев подписал поручение председателю правительства Владимиру Путину и руководителю администрации Кремля Сергею Нарышкину о приостановлении строительства автодороги через Химкинский лес до проведения дополнительных общественных слушаний по этому вопросу.

"Несмотря на то, что было принято отдельное решение правительства о строительстве автодороги, несмотря на то, что оно было рассмотрено нашей судебной системой и были вынесены решения по этому вопросу, наши люди, включая представителей политических партий от правящей "Единой России" до оппозиционных, общественные объединения, экспертные круги, говорят о том, что оно требует дополнительного анализа", ‑ заявил президент.

"С учетом такого количества обращений я принял решение: я поручаю правительству приостановить реализацию постановления о строительстве соответствующей автодороги и провести дополнительные общественные и экспертные обсуждения", ‑ заявил Медведев.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала