Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Батыршин: журналистика должна быть прикладной наукой

© Фото : предоставлено ГУ-ВШЭРадик Батыршин
Радик Батыршин
Уровень журналистского образования в среде профессионалов уже давно вызывает нарекания. Изменит ли ситуацию введение образовательного стандарта третьего поколения – об этом в интервью РИА Новости рассуждает заведующий отделением деловой и политической журналистики ГУ-ВШЭ Радик Батыршин.

Уровень журналистского образования в среде профессионалов уже давно вызывает нарекания. Изменит ли ситуацию введение образовательного стандарта третьего поколения – об этом в интервью РИА Новости рассуждает председатель Межгосударственной телерадиокомпании «МИР», заведующий отделением деловой и политической журналистики ГУ-ВШЭ Радик Батыршин.

- Радик Ирикович, сегодня часто говорят о низком качестве журналистского образования. С чем это связано, на ваш взгляд?

- Прежде всего, с историческим процессом. Первые отделения журналистики создавались в России при филологических факультетах. И это было оправдано – компетенции, которые они давали, были необходимы для работы в медиа. Модель, предложенная в 1950 - 1960-е годы и получившая развитие в 1970-е, была эффективной и достаточно серьезной: ведь работник СМИ должен был играть роль «коллективного организатора, пропагандиста и агитатора». Но такие предметы, как «актуальные проблемы науки о журналистике», конечно, носили абсолютно схоластический характер.

После 1991 года СМИ стали более конкурентными и независимыми, отрасль развивалась быстрыми темпами – число предприятий в этой сфере увеличивалось до 35% в год. Журналистика стала более специализированной, потребовались специалисты с конкретными навыками, а не просто с базовой теоретической подготовкой.

- Во многих странах эти навыки даются на курсах переподготовки – стоит ли обучать им четыре года в бакалавриате?

- В 2002-м году руководство ГУ-ВШЭ предложило ВГТРК, «Первому каналу», издательским домам «Коммерсант», «Эксперт» и некоторым другим компаниям создать отделение журналистики, где давалось бы соответствующее образование.

Конечно, работодателю всегда хочется начать с конца. Хочется, чтобы приходил человек с готовыми навыками, чтобы ему можно было тут же выдать камеру для съемки, усадить за монтаж, верстку сайта, интерактивной ленты и так далее. Чтобы корреспондент, выехав на место события, мог не только записать видео, звук, но и нарисовать потом интерактивную схему, допустим, крушения вертолета на соревнованиях в Белоруссии…

Но наш опыт показал: все-таки надо начинать не с навыков, а с базы.

Сейчас вводятся федеральные образовательные стандарты третьего поколения, но ГУ-ВШЭ как национальный исследовательский университет имеет право на разработку своего стандарта. С одной стороны, в основе обучения должен быть достаточно мощный фундамент историко-филологических дисциплин; с другой – два набора навыков: для работы в деловой и в политической журналистике в мультимедийной среде. Нужна и хорошая языковая подготовка – у нас будущие журналисты изучают два языка. И, конечно, необходимо знание экономических дисциплин, к тому же было бы недальновидно не воспользоваться преимуществом ГУ-ВШЭ в этом плане.

- Но разве все это нельзя было реализовать в рамках нового госстандарта? Предполагается, вузы могут теперь менять содержание программ…

- Госстандарт позволяет вузу больше маневрировать, но маневрировать в рамках… Можно модернизировать отечественный танк 1950-х годов, но если его основа не меняется, он будет уступать всем зарубежным аналогам, которые построены «с нуля» как танки третьего тысячелетия.

Нас поражало чрезмерное количество дисциплин, предлагаемых госстандартом, при отсутствии возможности перенаправить часы на исследовательскую работу студентов – то, чем мы усиленно сейчас занимаемся.

- Неужели журналистика такая серьезная наука, что требует особых исследований? И с учетом развития Интернета – будут ли и дальше нужны профессиональные журналисты?

- Да, многие считают, будто это ремесло, по значимости равное производству ботинок. Но когда говорят, что журналистика не наука, я задаю вопрос: а управление трубопроводным транспортом в области газоснабжения – это наука? – Да. – Тогда почему журналистика не может быть такой же прикладной наукой?

Проблема журналистского образования в нашей стране связана не с кризисом в современных медиа. Да, все говорят о наступлении Интернета и других мобильных средств «доставки контента» (передачи содержания), но мы, люди, работающие в традиционных медиа, пока не особенно это ощущаем. Есть некоторый переход части рекламного бюджета из печатных СМИ в область Интернета, но пока лавинообразное наступление последнего можно оценить лишь по исключительному росту венчурных проектов.

По-прежнему будут нужны специалисты, которые понимают, у современных медиа новая идеология. Каждое предприятие – это инновационный проект, который окупается за счет рекламы и захвата своего сектора рынка информационных услуг. Журналист должен писать о том, что интересуют целевую аудиторию его СМИ, а для этого – понимать его экономику, концепцию и место на рынке. Это должно стоять на первом месте, а уже на втором – обязанности литературного сотрудника редакции.

Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Оценить 0
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала