Рейтинг@Mail.ru
Всеобуч в наши дни - это образование нон-стоп - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Всеобуч в наши дни - это образование нон-стоп

© РИА Новости / Руслан Кривобок | Перейти в медиабанкШкольники сегодня сосредотачиваются не на знаниях как таковых, а на тех предметах, которые будут сдавать в рамках единых госэкзаменов.
Школьники сегодня сосредотачиваются не на знаниях как таковых, а на тех предметах, которые будут сдавать в рамках единых госэкзаменов.
Читать ria.ru в
Дзен
Первые «метастазы» коррупции в вузах и школах появились еще в советские времена, уже тогда было ясно, что именно они уничтожают мечту о знаниях для всех. Однако именно в конце 20-го века коррупция превратилась в болезнь явную, неоперабельную и крайне заразную.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

25 июля 1930 года ЦК ВКП(б) постановил ввести всеобщее обязательное начальное обучение (всеобуч). Это была беспрецедентная революция в малограмотной стране. Но ее не могло не произойти, всеобуч был народной мечтой, Советская Россия стремилась стать образованной. А потом коммунистическая держава попыталась пойти дальше – обязательной стала восьмилетка, а за ней…
И поныне, спустя 80 лет, наша система просвещения стоит на советском фундаменте.

Но эксперимент со всеобщим и равным образованием не получился - образование, которое по идее предназначалось для всех, уже в 1990-е годы стало избирательным и непрозрачным. Хотя - первые «метастазы» коррупции в вузах и школах появились еще в советские времена, уже тогда было ясно, что именно они уничтожают мечту о знаниях для всех. Однако именно в конце 20-го века коррупция превратилась в болезнь явную, неоперабельную и крайне заразную. Поступление в хороший институт или известную школу стало в открытую зависеть от размеров семейного кошелька. А качество преподавания все падало. Учительскую нишу фактически заняли платные репетиторы, которые «доучивали» ребят для поступления в вузы. Максимальные доходы имели те репетиторы, кто входил в институтские приемные комиссии. «Квота» их учеников среди будущих первокурсников достигала 15 процентов! И частенько получалось так: умные, но бедные провинциалы не имели доступа в престижный вуз, а их места занимали богатые лоботрясы. Де-юре бесплатная и общедоступная, система образования окончательно стала платной, недемократичной и неэффективной.

Образование в те годы обессмыслилось, престиж вузов упал. В том числе и потому, что в постсоветскую пору все больше ребят сразу после школы шли «зарабатывать деньги». Считалось, что бизнес можно делать успешно и без институтских знаний. В крайнем случае, диплом об окончании вуза можно купить. Открытые в 1990-е годы коммерческие вузы тоже торговали дипломами. Они вбросили на рынок множество малообразованных юристов, экономистов и бухгалтеров. В вузовском «хит-параде» эти специальности теперь лидировали, поскольку сулили достаток, в отличие от профессий врача и учителя.

Но, как сейчас видно, это было временное помутнение разума. И мечта о «всеобуче» не ушла, только называлась она теперь - компьютерная грамотность. Всеобщая компьютеризация школ, с подключением к Интернету, завершилась три года назад, школьники вполне владеют информтехнологиями. Однако что касается других предметов, то здесь подчас требуется «ликвидация безграмотности». Это сегодняшняя задача нашей образовательной системы.

И не то чтобы ребята повально не хотели учиться. По данным исследований КОМКОНа, большинство школьников стараются учиться хорошо. Школу посещают с охотой 42% детей 7-15 лет. А вот потом…  Оказывается, что ребят 7-9 лет, которые просвещаются с радостью и рвением, почти вдвое больше, чем подростков постарше. Взрослея, дети охладевают к учебе, а родители жалуются на качество обучения. Такое недовольство выражает каждый второй житель страны, подсчитал «Левада-центр». 

Между тем, стандарты обучения и толковые учебники существуют, а учительские конкурсы показывают, что выросло новое поколение талантливых, творчески настроенных педагогов. Да и Интернет - самый популярный среди молодежи «канал восприятия» – тоже порой предлагает полезные материалы, в том числе по новым предметам: экологии, экономике и праву. Есть, в конце концов, дистанционное обучение… Но, как ни крути, уровень общей грамотности школьников все снижается.

Одна из причин этого явления состоит в том, что теперь дети применяют в образовании «целевой», «точечный» подход. Они сосредотачиваются не на знаниях как таковых, а на тех предметах, которые будут сдавать в рамках единых госэкзаменов. Остальные знания, как говорится, - по боку. Такое якобы «прагматичное» отношение к образованию, может быть, и поможет поступить в вуз, а ЕГЭ выполнят главную свою задачу – сделать вузы доступными для всех юных россиян. А дальше каждому неизбежно предстоит выяснить, что механическая зубрежка отдельных предметов без усвоения целостной системы знаний, без творчества, с одной лишь целью сдать ЕГЭ – едва ли сделает из школьников людей, грамотных в широком смысле слова и приспособленных к реальной действительности.

Однако ЕГЭ, которые проводятся теперь по всей России, оказались хорошим способом мониторинга предпочтений молодежи. «Ребята начинают в большей степени интересоваться точными науками, в перспективе – реальной экономикой», - подчеркнул на июньской встрече с премьер-министром Владимиром Путиным министр образования и науки Андрей Фурсенко. Выпускников, выбравших ЕГЭ по химии и информатике, больше на 20-30% по сравнению с прошлым годом. Что ж, интересный факт. Но он - частный. Как выглядит нынешнее направление движения в целом?

В СССР индустриальный прорыв и расцвет науки были во многом предопределены мощной образовательной политикой – и жаждой знаний, которую ощущал народ и поощряло государство. Сейчас жажды знаний нет? Но это не так, просто с ней что-то происходит на пути от младших классов к старшим.

Если этот барьер сломать, то все будет нормально – тем более что в принципе ясно, как должна выглядеть мечта о «всеобуче» сегодня. Это уже не начальное (как в 1930 году) и даже не среднее образование. Сегодняшняя реальная экономика и общество нуждаются в грамотных людях, которые умеют и хотят учиться, способны анализировать и творчески мыслить, причем – все время. Иными словами, вопрос компетентности и креативности – первостепенный. Образование должно быть непрерывным, а квалификация требует постоянного совершенствования. Содержательное, систематическое и рациональное обучение без формальных временных границ – таким мог бы быть новый смысл старого понятия «всеобуч».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала