Школьные уроки краеведения сегодня не в почете. Интерес к предмету, едва ли не повсеместно вводимому в 1990-е, затухает. С чем это связано и почему важно знать историю родного города и региона, в интервью РИА Новости рассуждает профессор, заведующий кафедрой региональной истории и краеведения Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), председатель Союза краеведов России Владимир Козлов.
- Владимир Фотиевич, как бы вы оценили ситуацию с преподаванием краеведения и москововедения в школе?
- Мне она кажется печальной. В 80-е годы – первой половине 90-х у нас в стране наблюдался настоящий краеведческий бум: ранее закрытая информация стала доступной, и это всколыхнуло интерес к изучению истории малой родины. Семьи. Уроки краеведения появились тогда во многих школах. Была даже своего рода мода на это.
Но всякая мода проходит, и уроки краеведения стали отменять – или заменять их другими. Если раньше в Москве едва ли не в каждой школе был предмет «Москвоведение», то сегодня все иначе. Мне кажется это ошибочным. Потому что предметы по естественным, гуманитарным, точным наукам дают знания, а краеведение – помимо того, что дает знания, – еще и учит любить отечество, свой город, дом, историю своих предков.
Предмет имеет функции не только познавательные, но и воспитательные. Именно благодаря краеведению формируется чувство гордости за родную землю, за свою принадлежность к ней, понимание того, что и в родном городе, районе, крае интересно и хорошо жить и не обязательно куда-то уезжать - в мегаполисы, Москву или тем более за рубеж, чтобы раствориться там в толпе. А чувство малой родины – это основа патриотизма.
- Выходит, педагоги, школа недооценивают важности предмета?
- Не столько педагоги и школа, сколько государство. Все-таки формирование патриотизма это государственное дело. Нет понимания, что краеведение, обращаясь к традициям, скрепляет семью и государство. Этот курс, конечно же, необходим, потому что вызовы перед государством сегодня стоят немалые, остается острым вопрос сохранения единства страны.
- Но готовят ли у нас сейчас учителей-краеведов?
- Это коренной вопрос. В 90-е годы краеведческие специализации появились во многих вузах, преподавателей начали готовить всерьез, ввели предмет «Методика преподавания краеведения в общеобразовательных учреждениях». И многие выпускники того времени сейчас преподают в школах. Но понятно, на все школы их не хватает. И это одна из причин, почему краеведение не везде прижилось.
С другой стороны, во многих регионах сегодня есть вся необходимая литература (издательский центр «Москвоведение» в Москве выпустил более 60 книг – методических и учебных, по которым можно и преподавать, и планировать уроки), есть институты повышения квалификации, и при желании учителя по предмету «краеведение», «москвоведение» подготовить можно.
Кроме того, краеведение можно включить и в другие дисциплины. Допустим, на местном материале можно преподавать историю отечества, историю литературы. Есть учебники и по математике, основанные на местном материале. Детям гораздо интереснее заниматься по ним, чем выполнять какие-то абстрактные задания.
- Понятно, что организовать уроки краеведения, допустим, в Москве - с ее историей - несложно. А что можно изучать в регионах, история которых не столь богата событиями, в городах, которые были основаны только в 20 веке?
-У каждого региона – своя история. Да, она может быть менее значима в масштабе страны, чем история Москвы и других больших городов, но это не мешает сделать курс краеведения даже более интересным. Краеведение – оно гибкое, разнообразное, доступное.
По словам академика Лихачева, краеведение - это самая массовая наука. К ней может быть причастен любой независимо от образования и опыта. Здесь важна любовь человека к краю.
Курс может быть связан с природой. Изучать природу Звенигорода, Дмитрова или любого другого небольшого города, который сохранил природно-исторические ландшафты, лесные массивы, реки – Москва их не сохранила – действительно увлекательно. Краеведение ведь включает не только историко-культурные знания, но изучение природы, растительного мира.
Краеведение – это еще и устная история, знакомиться с ней можно в любом селе, деревне, новом микрорайоне, и развивать ее.
В современных районах школьники могут изучить историю создания нового квартала, узнать, что было раньше на этом месте, изучить историю своей школы (в Москве, к примеру, есть учебные пособия по истории новых кварталов).
Краеведение – это не только изучение истории, но и фиксация настоящего. Интересно и важно узнать, как была устроена жизнь раньше и что сохранило в памяти старшее поколение.
Сегодня мы с интересом смотрим на фотографии в 60-70-80-х – на них иной быт. Через 20 лет будет так же интересно то, что зафиксировано на фото (и видео-) сегодня. Надо собирать такие коллекции, создавать школьные музеи, копить и хранить рассказы – народную историю.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости