Приемная кампания прошлого года показала, что в инженерные вузы идут очень слабые абитуриенты: на сложнейшие технические специальности порой принимали с минимальными баллами ЕГЭ. Об изменениях в инженерном образовании в связи с переходом на систему «4+2» - бакалавриат и магистратуру - в интервью РИА Новости рассказал руководитель экспертно-аналитического центра Национального фонда подготовки кадров, заведующий кафедрой инженерной педагогики Московского автомобильно-дорожного института, академик РАО Василий Жураковский.
- Василий Максимилианович, вызывает ли у Вас опасение качество подготовки абитуриентов инженерных вузов?
- Проблема серьезная – у многих средний балл ЕГЭ по математике и физике меньше 50. Стихли разговоры о 12-летнем школьном образовании, очень формально ведется подготовка в профильных классах. В сельских школах профилирования, как правило, вовсе нет, а в крупных городах мобильность учеников при выборе профильной школы осложнена.
Конечно, профессия инженера не слишком престижна – на предприятиях предлагают зарплату в 6-8 тысяч рублей, а учиться в технических вузах трудно – требуется не всегда приятная систематическая работа. Факультеты, связанные с ИКТ, еще востребованы, а вот на традиционных – литье, обработка металлов, машиностроение - не лучший контингент.
- Многие выпускники инженерных вузов не идут работать по специальности. Почему государство по-прежнему оплачивает их подготовку?
- Со времен перестройки ситуация в российской промышленности такова, что выпускники не хотят или не могут найти работу по специальности. Но я не вижу в этом трагедии.
Инженерное образование в России всегда было фундаментальным – студенты изучали естественнонаучные, общеинженерные дисциплины и лишь потом – специальные.
Наши выпускники обучаемы, у них системное мышление, они востребованы на самых разных предприятиях, причем не только в сфере технологий, машиностроения, но и в других отраслях. Не случайно директора первых частых компаний, создававшихся в 1990-е, – торговых, информационных, финансовых, - были выпускниками Бауманки, Физтеха, МИФИ, МИСиСа.
Если раньше вузы давали очень узкие специализации – например, «Электрооборудование на железнодорожном транспорте», - то сейчас подготовка ведется по укрупненным направлениям: студенты получают общее техническое образование в бакалавриате за четыре года, и они найдут свое место на рынке труда.
- При обсуждении вопроса о переходе к бакалавриату и магистратуре против реформы возражали именно представители инженерных вузов…
- За четыре года вполне можно подготовить специалиста, который, по крайней мере, способен выполнять рутинные обязанности – быть ассистентом инженера, бригадиром. Но для этого абитуриенты должны быть подготовлены лучше. И студентов нужно вовлекать в реальную исследовательскую или проектную деятельность через участие в инновационных структурах вуза. На предприятиях должна быть выстроена система повышения квалификации (корпоративные университеты), помогающая выпускникам адаптироваться к требованиям конкретного производства.
США считаются лидером в области технологий. Но бакалавр, окончивший четырехлетний американский университетский колледж, не знает и не умеет половины того, что знает и умеет наш выпускник инженерного вуза. Но этого никого не беспокоит: у него есть понимание инженерной области, а дальнейшим обучением будет заниматься предприятие. Если ему нужно будет работать с каким-то конкретным оборудованием, его пошлют в фирму-производитель на тренинг. Ни один бакалавр не готов прийти на «Боинг» и сразу заниматься инженерными разработками – ему все равно нужен период адаптации.
- В каких изменениях нуждается наше инженерное образование? Может быть, не нужно так много инженерных вузов?
- Принудительно сокращать их количество я бы не стал – это отрегулируется само собой. Многие вузы сейчас не обеспечивают набор, а открывать непрофильные специальности им в значительной степени не позволяют. Не секрет, что в 1990-е они выживали за счет открытия факультетов журналистики, юриспруденции, пиара и прочих.
Инженерное образование должно быть разным. Пусть массовый бакалавриат дает общее образование, а магистратура – узконаправленное, рассчитанное на лучших студентов.
В этом году начинается эксперимент по прикладному бакалавриату – вероятно, в дальнейшем инженерные вузы, которые не смогут обеспечить подготовку магистров, будут интегрироваться с профессиональными колледжами. Пусть готовят «прикладных бакалавров»: технологов, конструкторов, прорабов. А пока идет этот эксперимент, нужно создать его организационную, методическую, законодательную базу, обсуждать вопросы в Российском союзе ректоров, Союзе директоров ссузов и других общественных организациях.
Ведь есть риск, что через пару лет эксперимент объявят успешным, и все колледжи подряд начнут открывать программы прикладного бакалавриата. Может появиться армия бакалавров – людей с высшим образованием, которые будут уметь делать только то, что сейчас умеют выпускники техникумов.
Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости