Чемпионат разогнался, и все мои мысли о нем. О том, какое переживание для патриотов Франции бесславный, со шлейфом скандалов отлет ее сборной из Южной Африки… Какой радостью со слезами на глазах и побоищами на улицах чилийской столицы обернулся победный гол Марко Гонсалеса в ворота Гондураса… Какой обидой наполнило сердца итальянских тиффози провальное выступление их команды… Сколь горды победой своей сборной словаки и сколь уязвлены ею оказались их соседи по бывшей государственной «коммуналке» - чехи… Каким несчастьем отозвалось в сердцах северокорейских патриотов 0:7 от Португалии… С какими смешанными чувствами те же патриоты восприняли выход из группы своих южных братьев. С чувствами зависти и гордости одновременно, я так думаю.
Еще думаю о геополитическом тщеславии их Любимого Руководителя, который сначала разрешил прямую трансляцию матча с Португалией, а затем повелел своим подданным забыть сей прискорбный факт. Смею также предположить, что информация о волевой победе США над Алжиром помечена грифом «Совершенно секретно». Как, впрочем, и факт существования в природе ЧМ-2010.
Не было и нет этого! И не будет!!!
…Как все это нам знакомо по сравнительно недавнему тоталитарному прошлому. Помнится, и для нас не было в прямом эфире высадки американских астронавтов на Луне. И собственные космические подвиги наши СМИ не спешили афишировать. По крайней мере, до их благополучного завершения.
Нет, любимые советские руководители были не против синхронизации события и его показа, но только при условии гарантии успеха. Но их никто не давал. В том числе и Господь Бог, с которым у большевиков, как известно, не сложились отношения. А всякий тоталитарный режим особенно чувствителен к уколам его государственного величия, хоть на военно-политическом, хоть на спортивно-артистическом уровнях. Соблазн пропагандистского эффекта в таких случаях велик, но и риск пропагандистского пшика был еще выше.
Принимать победы с достоинством, а поражения - как должное, как полезный урок - это наука, которую не одолеешь в один присест.
Мы, граждане России, худо-бедно кое-чему научились. Разумеется, не без эксцессов и безобразий. И у нас были уличные буйства фанов и хулиганов. И мы однажды позорно проиграли Португалии - 1:7. И был Ванкувер. И всякое было.
Конечно, по прежнему расстраиваемся, гневаемся, устраиваем по горячим следам разборки на телевизионных экранах и в Думе… Но так, чтобы стулья ломать, стекла бить и витрины крушить - этого уже нет и, скорее всего, уже не будет.
То, как реагируют народы в разных частях Света на табло чемпионата мира по футболу, вернее всего свидетельствует, что мы, человеки, рассеяны не просто по отдаленным друг от друга на тысячи километров территориям; мы, человеки, живем в разных временных потоках. То есть, располагаемся на разных этажах хронологической вертикали. Африканский чемпионат это демонстрирует с невиданной прежде наглядностью.
Вот нам поминавшийся здесь пример КНДР. Абсолютно экзотический. Почти археологический. Затерянный мир тоталитаризма. Потому интерес к его представителям на газонах и регламентных пресс-конференциях в ЮАР такой нездоровый. В значительной степени внефутбольный. Как к нам в прошлом, в пору сталинизма. Как к инопланетянам в будущем, когда они до нас доберутся. Все матчи с участием северокорейской команды стали мировыми хитами. А на успехи другой Кореи мало кто обратил внимание, поскольку она - своя среди своих. Она демократическая. Она в нашем, в ХХI веке обитает.
Повышенное внимание привлечено к удаче команды США. Но уже по другой причине. По той, что США в футбольном отношении - страна третьего мира. И вдруг… такой рывок в элиту. Тем не менее, ее граждане не сошли с ума по этому случаю. И, по всей вероятности, не сойдут, даже если их команда выйдет в финал, и, не дай Бог, его выиграет. Просто потому, что в Северной Америке футбол как игра - не репрезентативен.
Сойти с ума (как в случае победы, так и вследствие поражения) могут в Бразилии, в Аргентине и в других странах Южной Америки, несмотря на все их демократические завоевания.
Попав с помощью телевидения в Африку, мы окунаемся в доисторические времена. По характеру и по форме выражения эмоций на стадионах.
До сих пор мы не ведали, что такое первозданно-коллективное восприятие зрелища. Ну, думали, что тут довольно хоровых кричалок, скандирований, песнопений, дружных освистываний… В качестве ободряющего коллективного жеста годилась бегущая по трибунам волна встающих и садящихся зрителей. Но чтобы вот так реагировать с первой минуты посредством трубок-вувузел, погружающих всех нас по ту и другую стороны экрана в громадный улей…
Тут никакой системы 3D не нужно; ты внутри звукового нерасчлененного месива. Это не по правилам восприятия футбольного зрелища. Звукооператоры попытались как-то с помощью технологических ухищрений укротить жужжание. На «России 2» даже сделали сюжет, в котором подробно рассказывалось, на какие технические ухищрения пустились их специалисты. Но все равно результат оказался неудовлетворительным.
Проблема, видимо, в том, что футбольный язык, притом, что это язык масс, членоразделен, с множеством оттенков и нюансов, а аккомпанемент вувузелок - звуковая лава, заполняющая все доступное ей аудиопространство. Племенная традиция выражения эмоций столкнулась с забавой ХХ века. И что из этого вышло мы имеем возможность воочию наблюдать в ХХI веке.
***
Футбольный глобализм позволяет понять ту истину, что жить можно совсем рядом и не сильно отличаться друг от друга в политическом отношении, материальном и технократическом обеспечении, а ментально и психологически разниться на века, на эпохи…
Отсюда лучше видны трудности утопической глобализации. Континенты по сию пору разделены не только горами, реками и океанами, но и веками. Поди загони в нынешний век остальные девятнадцать. А именно это человечество и пытается сегодня сделать.
Нынешний чемпионат мира - своего рода иносказание торжества глобализма и его непреодолимых проблем.
Тем более, что все смешалось в нашем мире. Пока крот истории что-то там тупо роет, миксер географии делает свое дело: звезды европейского футбола сплошь и рядом - выходцы Южной Америки и из Африки.
Мы видим, что футбол уже давно стал полиэтническим котлом; мы видим это вернее всего на примере гранд-клубов Европы. Он работает как миксер, взбалтывающий попавшие в его машину народы, народности и племена. Раз в четыре года игроки разбегаются по сборным национальным командам и что-то доказывают себе, своим сородичам и соотечественникам.
Но и пространство привязанностей болельщиков - сложно пересеченное пространство. И все реже, по моему наблюдению, оно окрашивается в сугубо национально-патриотические тона. В этом году, как никогда интересна драматургия чемпионата с невероятными поворотами и нечаянными драмами. Нам, болельщикам, остается оценить красоту игры.
Что вечер грядущий нам готовит во встречах Бразилии с Португалией, и КНДР с Кот-д`Ивуаром?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции