Сфера туризма многим кажется идеальным местом работы: регулярные поездки за границу, отсутствие рутины, общение с коллегами из других стран. Верно ли это представление и какие требования предъявляют работодатели к молодым специалистам в области туризма, в интервью РИА Новости рассказал ректор Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТиС) Александр Федулин.
- Александр Алексеевич, в 1990-е годы специальность «Туризм» в российских вузах была очень популярна. Как обстоят дела сегодня?
- Конкурс большой. Недостатка в абитуриентах нет, вопрос в их качестве. Уровень подготовки многих оставляет желать лучшего. К примеру, в прошлом году как обязательный при поступлении мы попробовали ввести ЕГЭ по иностранному языку. Оказалось, что безуспешно: абитуриентов это отпугнуло. Большая часть выпускников сдавали русский язык, математику, обществознание. ЕГЭ по иностранному многим сдать не по силам. В этом году пришлось менять правила, и знания по иностранному языку для нас не будут обязательными.
Мы не можем ввести и ЕГЭ по географии, потому что останемся без студентов. География в школе в «загоне»: курс заканчивается в 10-м классе, и на ЕГЭ по этому предмету решаются немногие.
В результате вузам приходится восполнять пробелы общего образования.
- Где готовят кадры для туристической отрасли?
- Проблема подготовки кадров для туротрасли стоит остро. Специалистов готовят около 400 вузов и техникумов. Но для подавляющего большинства учебных заведений туризм – это непрофильное направление. Специальность «Туризм» там открывали в 1990-е, она была «продаваемой» - обеспечивала хороший коммерческий набор. Вопрос, где после окончания вуза будут работать выпускники, мало кого волновал.
Профильные вузы в сфере туризма можно пересчитать по пальцам – РГУТиС, Российская международная академия туризма, Балтийская академия туризма в Санкт-Петербурге и еще ряд учебных заведений. Система начального и среднего профессионального образования при этом и вовсе отсутствует. Хотя очевидно: сфера туризма в первую очередь сегодня нуждается именно в специалистах линейного уровня – горничных, барменах, администраторах.
У нас же наблюдается перекос - все предпочитают высшее образование. Даже в таком мегаполисе, как Москва, только один колледж гостиничного хозяйства «Царицыно» № 37 готовит специалистов среднего звена. Специальности пробуют открывать и в других колледжах, но у них нет ни материально-технической базы, ни опыта, ни преподавателей.
Преподавательский корпус – это вообще отдельная тема. Вряд ли можно научить студентов, если знакомить их только с теорией. Академические преподаватели часто не могут вести специальные дисциплины, ведь надо учитывать специфику туристического бизнеса и адаптировать курсы. Непросто найти и людей, которые работают в турбизнесе и готовы преподавать. Часто они могут вести лишь какой-то курс, мастер-классы. В среднем специальном и начальном образовании толковых инструкторов найти просто невозможно. Это вопрос престижа, зарплаты.
Ситуация может измениться, но тогда, когда туризм в нашей стране станет приоритетом не на словах, а на деле. Пока это не так.
- Представляют ли себе будущую специальность абитуриенты, выбирающие карьеру в сфере туризма? Что их привлекает? И куда они устраиваются работать после окончания вуза?
- Наши выпускники устраиваются по специальности, идут в турфирмы – как в агентства, так и к туроператорам. Многих сегодня я ориентирую на гостиничный бизнес, поскольку в этой сфере предложений больше. Работают и за рубежом с российскими туристами: выездной туризм у нас гораздо более развит, чем въездной. И количество запросов на наших студентов за границей кратно превышает число заявок со стороны российских работодателей.
Что касается представления о профессии, то у абитуриентов, к сожалению, оно часто неверное. Привлекает красивая картинка. Думают, что поступят, отучатся, и перед ними откроется весь мир, будут путешествовать. Видят только верхушку айсберга, не представляя себе, что туризм - это тяжелая работа, связанная со стрессом, часто не столь высокооплачиваемая, как это может казаться.
- Есть ли у студентов возможность во время учебы получить опыт работы? Охотно ли работодатели берут их на практику?
- Сейчас с этим стало немного проще, чем раньше, хотя проблема остается. У многих работодателей по-прежнему потребительское отношение к выпускникам: они хотят получить готового специалиста. А так не бывает. Надо принимать участие в их подготовке. Брать на практику наших студентов часто не хотят, либо берут на низкие позиции, предлагают поработать курьерами. Отправить студента практиковаться за рубеж сегодня, к сожалению, гораздо легче, чем устроить его в российскую компанию.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости