Интерактивные задачники, демонстрационные материалы, электронные журналы уверенно входят в школьную образовательную программу. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) в последние годы перестали быть экзотикой. О том, как они помогают учителям и детям, в интервью РИА Новости рассказал директор начальной школы московского Центра образования № 1811 «Измайлово» Алексей Муранов.
- Алексей Анатольевич, что представляют собой ЦОРы? Где их можно найти?
- По сути, ЦОРом может быть любая информация, для воспроизведения которой используется компьютер. Репродукция картины известного художника, запись театральной постановки, да и сама операционная система – все это ЦОРы. Также есть ЦОРы с обучающими технологиями, которые содержат тесты, задания по анализу изученного. Допустим, можно предложить сравнить картины одного художника в разные периоды его творчества. ЦОРы иногда называют ЭОРами (электронными образовательными ресурсами) - никакой разницы здесь нет. Это синонимы, которые получились из-за двух возможных вариантов перевода слова «digital» на русский язык.
Различные ЦОРЫ поставляются в школы на дисках, многие доступны в Интернете в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Она пользуется довольно большой популярностью и как банк данных оцифрованной информации вообще, и как образовательный ресурс. К сожалению, на неё последнее время почти не выделяется финансирования, а того, что есть, хватает только на поддержание сайта и серверов в рабочем состоянии, чтобы дать людям возможность скачивать уже имеющиеся ЦОРы. Но любая коллекция, если она не развивается, постепенно перестает быть интересной, многие материалы теряют актуальность.
- Насколько ценны ЦОРы как обучающий продукт?
- В руках хорошего учителя ЦОРы могут стать прекрасным инструментом для обучения детей, ведь не всегда есть возможность увидеть оригинал, скажем, картины. Цифровые копии картин из Третьяковской галереи можно показать детям по всей России, и для этого им не придется тратить деньги и время своих родителей, чтобы посетить столицу. Точно так же при изучении географии каждую страну можно увидеть на красивых фотографиях, а не на маленьких картинках в учебнике.
Но как нельзя в совершенстве освоить игру на гитаре, занимаясь только по самоучителю, так и сами по себе цифровые ресурсы тоже никого научить не могут. Это всего лишь инструмент в руках учителя.
- А как же обучающие ресурсы, где есть тесты и другие задания?
- Я знаком с такими ресурсами и не разделяю оптимизма их разработчиков. Все равно они сами по себе не могут ничему научить ребенка. Очень сложно оценить уровень их качества. Если с оцифрованной информацией или программными продуктами, которые призваны выполнять инструментальные функции (писать текст, рисовать картинки), подобные вопросы возникают очень редко, то в отношении обучающих ресурсов они появляются уже при первом знакомстве. Даже учителя, которые приходят на занятия своих коллег, часто говорят, что провели бы урок по-другому, расставили акценты в иных местах. В случае с цифровыми обучающими ресурсами разногласий будет еще больше.
- Но ведь можно организовать их экспертизу…
- Тогда такая экспертиза должна по трудоемкости приравниваться к экспертизе учебников. Ведь сведения, содержащиеся в обучающих ресурсах, должны быть качественными не только в содержательном, но и в методическом плане. Надо будет организовывать цикл их апробации в школах, выслушивать мнения педагогов. Но делать такую работу без связи с конкретными учебниками, используемыми в школах, бесполезно.
Учителя только тогда будут правильно и эффективно применять на занятиях информационные технологии, когда это будет им действительно необходимо. Бухгалтеры пользуются специальными компьютерными программами, потому что это удобно, и если при приеме на работу вы скажете кому-нибудь из кандидатов, что запретите им пользоваться компьютером, они, скорее всего, не пойдут к вам работать или потребуют прибавку к зарплате. Аналогично должна обстоять ситуация и с учителями, которые просто не смогут представить себе урок без использования компьютера, потому что это удобно и экономит время. К сожалению, сейчас таких педагогов меньшинство.
- Какими же, в таком случае, должны быть обучающие ЦОРы?
- Все цифровые образовательные ресурсы должны создаваться с учетом их использования совместно с определенными учебниками. Это максимально облегчит жизнь учителям, и они их будут с удовольствием применять. Если и проводить экспертизу цифровых образовательных ресурсов, то не отдельно, а в комплексе с учебниками. Тогда цифровое содержание будет проходить все этапы оценки качества вместе с бумажным. И цифровые образовательные ресурсы станут полноправными компонентами учебно-методических комплектов.
Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости