Рейтинг@Mail.ru
Балет Игоря Стравинского "Жар‑птица". Справка - РИА Новости, 24.06.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Балет Игоря Стравинского "Жар‑птица". Справка

Читать ria.ru в

25 июня 1910 года в парижском Гранд-опера состоялась премьера балета Игоря Стравинского "Жар-птица".

Балет "Жар-птица" – одно из ранних произведений Игоря Стравинского и первый балет на русскую тему в антрепризе выдающегося организатора "Русских сезонов" в Париже Сергея Дягилева.

Идея создания сценического произведения такой тематики возникла в среде художников, театральных и литературных деятелей, связанных с антрепризой Сергея Дягилева, которые считали, что для поднятия престижа русского балета необходимо создать и показать в Париже русскую балетную сказку.

Хореограф Михаил Фокин в своих "Мемуарах" так рассказывает о возникновении замысла балета: "Не хватало балета из русской жизни или на тему из русской сказки. Мы (Дягилев, группа художников и я) стали искать сюжеты. Лучшие литературные обработки русской сказки были уже использованы для сцены (главным образом Римским-Корсаковым в его операх).

Все образы народной фантазии уже прошли на сцену. Только образ Жар-птицы оставался еще неиспользованным, а между тем Жар-птица – самое фантастическое создание народной сказки и вместе с тем наиболее подходящее для танцевального воплощения. Но нет такой сказки о Жар-птице, которая бы целиком подошла к балету. Я взялся соединить различные народные сказки и сочинил по ним либретто".

Дягилев предложил композитору Анатолию Лядову написать музыку на либретто Михаила Фокина на сюжет "Жар-птицы", который был создан в свою очередь по мотивам русских сказок. Тот согласился, но вскоре потерял к работе интерес, а в результате подвел своих заказчиков. Времени оставалось совсем мало. И тогда Дягилев решил рискнуть и доверил эту работу молодому композитору Игорю Стравинскому, которым заинтересовался еще раньше, услышав его "Фантастическое скерцо".

Стравинский опасался, что не справится с работой и не оправдает ожиданий Дягилева. Тот, в свою очередь, не сомневался в успехе. Вскоре молодой композитор создал одноактный балет в двух картинах.

Премьера балета под названием  L'Oiseau de feu состоялась 25 июня 1910 г. во время Русских сезонов в Париже на сцене Гранд-опера. В подготовке парижской премьеры балета участвовали Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Лев Бакст, Александр Бенуа. Костюмы Жар‑птицы и Царевны Ненаглядной красы были созданы художником Львом Бакстом, декорации и остальные костюмы – Александром Головиным. Оформление Головина, стилизованное в духе эстетических идей "серебряного века", привело в восхищение парижского зрителя.

Жар-птицу танцевала Тамара Карсавина, Ивана-царевича сам Фокин, царевну Ненаглядную красу – Вера Фокина, Кащея Бессмертного – Алексей Булгаков.

Фокин четко разделил образы Жар-птицы, царевен и Поганого царства. Жар-птица танцевала на пуантах, ее танец строился на движениях классического танца; земной пластикой были наделены царевны ‑ они танцевали босиком, а для свиты в "Поганом плясе" балетмейстер использовал уродливую, противоестественную пластику. Танцы различных групп сопровождались различными музыкальными инструментами. Новые выразительные средства по-новому раскрывали образы. Например, Жар-птица не очеловечивалась, а, наоборот, противопоставлялась людям – царевнам и приближалась к фантастическим, сказочным существам из русской народной поэзии.

Оркестром дирижировал французский композитор и дирижер Анри Констан Габриель Пьерне.

Успех балета превзошел все ожидания. Экзотичностью, красочностью, таинственностью "Жар-птица" ошеломила и околдовала Париж, который  рукоплескал русскому балету. Парижские журналисты в самых восторженных словах описывали спектакль, подчеркивая органическое соединение музыки, живописи и хореографии.

Балет признали "чудом восхитительного равновесия между движениями, звуками и формами", началом новой эпохи в музыке и хореографии балетного театра. В едином ключе работали здесь композитор и балетмейстер. Это сказалось на музыкально-пластическом решении спектакля: образы хореографические и музыкальные дополняли в нем друг друга.

На спектакль собралось высшее артистическое общество. Были писатели Марсель Пруст,  Жан Жироду, актриса Сара Бернар, композиторы Клод Дебюсси, Рихард Штраус.

Несмотря на то, что в этом произведении еще очень велико влияние музыки Римского-Корсакова, парижскую публику покорила как раз яркость и красочность самобытного стиля Игоря Стравинского.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала