Пансионы – престижные частные школы наиболее популярны в европейских странах, дети там не только учатся, но и живут. Об особенностях такой формы образования в России рассказывает в интервью РИА Новости директор подмосковной частной школы «Дубравушка» Анна Пуцелло.
- Анна Дмитриевна, зачем нужны школы-пансионы? На кого они рассчитаны?
- Обычно такие школы являются частными, и в них учатся дети успешных, с состоявшейся карьерой родителей. К сожалению, у таких людей не всегда есть время на то, чтобы уделять своим детям достаточное внимание. В то же время они хотят не только дать детям образование, но и хорошо воспитать их. И для них пансион — это выход.
Решается проблема пагубного влияния улицы и дурных компаний: дети находятся на закрытой территории, под постоянным присмотром педагогов и все время заняты — занимаются спортом, участвуют в работе кружков и секций. День каждого школьника полностью расписан.
Школы-пансионы позволяют получать образование, например, в специализированной школе, которой нет в вашем городе.
- Не кажется ли ученикам, что они «заброшены» родителями? И не будет ли улица для них еще большим искушением, когда они уйдут из школы — в силу неподготовленности?
- Проблемы «заброшенности» у нас нет. Если в первые дни пребывания в пансионе дети хотят домой, то уже недели через две они остаются здесь с удовольствием. У них здесь друзья, ими постоянно занимаются. Общение со сверстниками, активная учеба и занятия компенсируют недостаток родительского внимания, тем более что и дома они, как правило, общались не очень часто. Хотя, конечно, родителей они очень любят и скучают по ним. Пансион рассчитан на 1-11 классы, но самых маленьких родители отдают на пансион реже.
Что касается «неподготовленности» наших школьников к соблазнам, такой проблемы ни у кого из наших выпускников не было. Они же не живут здесь взаперти все 11 лет — на воскресенье возвращаются домой, каникулы тоже проводят дома. Пребывание в школе, в здоровой обстановке, позволяет им сформировать правильную систему ценностей и стать более самостоятельными, а значит и более готовыми ко всему.
- Как в школе организована жизнь педагогов? Трудно ведь каждый день ездить из Москвы за город, а пансионы почти всегда расположены в области.
- Наша школа расположена в зелёной черте города – в Обнинске, в основном преподают местные педагоги. Обнинск — один из первых наукоградов, здесь очень хорошие учителя. Конечно, к нам приезжают и учителя из Москвы и из-за рубежа, но все время они здесь не живут. В целом могу сказать, что преподаватель школы-пансиона должен посвятить ей всю свою жизнь. Как говорят в Великобритании: «Школа-пансион — это монстр, которому нужно отдать жизнь».
- Как вы оцениваете перспективы развития таких школ в России?
- Они нужны, так как увеличивается количество людей, нуждающихся в них, значит, они будут развиваться и развиваются. Разумеется, есть свои трудности. По опыту тех, кто начинал с нами (а мы работаем уже двадцать один год): успешная школа-пансион должна иметь территорию в собственности. Арендодатель сегодня сдает, завтра — нет, а в территорию нужно много вкладывать, строить корпуса, спортивные площадки. Также очень хотелось бы, чтобы государство относилось к нам лучше. Скажем, у нас в школе мы сами делаем скидки для одаренных детей, тогда как в Великобритании есть система господдержки талантливых ребят — если они хорошо сдают экзамены, за их обучение в хорошей частной школе платит государство. У нас чиновники зачастую предъявляют к школьным зданиям и территориям невыполнимые, излишние требования.
- А зачем нашим родителям, имеющим возможность отправить ребенка за рубеж, отдавать его в российский пансион?
- Бум спроса на зарубежное школьное образование закончился лет десять назад – и вот почему. Наши дети с трудом учились в британских школах.
Во-первых, далеко не все в достаточной мере владели английским языком, чтобы на нем учиться.
Во-вторых, там совершенно другая атмосфера взаимоотношений отношений ребят с учителями и учащихся друг с другом. Так, у нас ребят опекают, а там дети гораздо самостоятельнее. Наши школьники эмоциональнее и нуждаются во внимании куда больше своих британских сверстников.
В Великобритании принято сообщать учителям о проступках одноклассников – для наших детей это шок. И если старшие у нас обижают младших, это расценивается как нарушение дисциплины, а у них это более или менее норма: считается, что если человек не научился смиряться, он не может потом руководить другими.
Поэтому отправка ребенка за рубеж требует тщательной продуманной подготовки, не только языковой, но и психологической. Ребенок уже должен иметь опыт самостоятельной жизни отдельно от родителей. Иначе нельзя: к нам в школу уже попадали дети, неудачно отучившиеся за рубежом – в очень плохом психологическом состоянии.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости