Ровно 85 лет назад, 21 июня 1925 года, на улицах Москвы появились первые такси. 15 автомобилей марки "Рено" с желтой полоской на кузове украсили улицы столицы и вызвали небывалый ажиотаж среди москвичей. А ведь сама история такси начинается еще в XVII веке, правда, тогда оно имело совсем непривычный нам вид.
Первые "фиакры" и "марнские такси"
История такси начинается задолго до изобретения автомобилей. Так, первое такси появилось во Франции еще в начале XVII века. Его основателем является предприниматель по фамилии Соваж. Он основал парк двухместных конных экипажей недалеко от часовни святого Фиакра. Таким образом, именно "фиакры" стали первым в мире общественным транспортом, пишет taxiworld.ru.
В 1896 году "французское такси" модернизировали, заменив оглобли бензиновым двигателем и рулевой установкой. Однако сначала подобные нововведения не имели никакого успеха, так как было непонятно, по какому тарифу оплачивать труд шоферов. Проблему удалось разрешить только девять лет спустя, когда изобрели счетчик – таксометр.
Первой компанией, которая запустила массовое производство автомобилей в качестве таксомоторов, оказалась Renault. Ее первые автомобили были сильно похожи на "фиакры" и окрашены в яркие цвета, чтобы выделяться на общем фоне. Необычным также было и устройство кузова первых "Рено": пассажирское отделение было закрытым, а вот место шофера, напротив, - открытым. Именно поэтому в непогоду водители облачались в особую униформу - длинный непромокаемый плащ из кожи и фуражка военного образца.
Особую роль такси сыграли в 1914 году, когда немецкие войска прорвали оборону Франции и двинулись на столицу. Французской армии не хватало транспортных средств, чтобы дать отпор Германии. Тогда было принято решение использовать парижские такси, и за одну ночь около 1200 такси перебросило на другой берег реки Марна свыше 6500 солдат. Таким образом, действия Германии удалось остановить, а машины вошли в историю как "марнские такси". В дальнейшем изображение этих автомобилей можно было встретить на пивных кружках, пепельницах, точилках и почтовых марках.
Английские хэкни и кэбы
А вот жители Англии узнали о такси чуть позже французов. В 1693 году появились так называемые хэкни (hackney - разъездная лошадь), открытые четырехколесные экипажи. А спустя 200 лет, в 1840-1845 годах, хэкни сменили двухколесные кабриолеты (кэбы), отличавшиеся большей маневренностью. Поначалу кэбы представляли из себя одноместные открытые повозки. Затем появились двух- и трехместные кэбы с закрытой кабиной.
Позже, в начале XX века, по улицам Лондона стали ездить электрокэбы Bersey, развивающие скорость до 15 км/час. Правда, через довольно короткое время владельцы этого бизнеса разорились, зато конные кэбы просуществовали вплоть до 1947 года. Расцвет платных перевозок приходится на 1907 год, именно тогда многие начали разрабатывать автомобили для использования их в качестве такси. Интересно, что до 1932 году в Лондоне самым популярным такси был кэб французской марки Unic.
Ну а, пожалуй, самым знаменитым английским такси является черный кэб (black cab). Это один из главных атрибутов Лондона, наряду с красными телефонными будками, двухэтажными автобусами и "Биг Беном". Интересно, что и сейчас конструкция этих автомобилей такая же, как и несколько десятилетий назад: водителя и пассажиров разделяет перегородка, чемоданы стоят в водительском отсеке. Правда, со временем у традиционных черных кэбов появилось немало конкурентов, и сейчас улицы столицы королевства пестрят машинами самых разнообразных оттенков. Встречаются даже автомобили с холстами для рисования и надписей вместо классического кузова.
От "Победы" до вертолетов
До 1917 года спрос на транспорт в России был огромным, во многом это объяснялось тем, что все железные дороги пересекались Москве. Людям необходимо было добираться до вокзала и обратно, частично проблему помогали решить извозчики, однако единой системы такси не было, сообщает сайт "Городского такси".
Услугами автомобильного такси жители и гости Москвы смогли пользоваться после 1907 года. Именно тогда газета "Голос Москвы" известила читателей о том, что в городе появился первый извозчик "за рулем". Плакат с надписью "Извозчик. Такса по соглашению" предлагал всем желающим добраться до нужного места за определенную плату. После волна "четырехколесного такси с рулем" захлестнула всю столицу, но ненадолго.
Революция 1917 года парализовала развитие этого вида транспорта, однако в 1924 году советское правительство решило возобновить его и создать в Москве парк такси. Планировалось закупить 200 автомобилей Renault и Fiat, уже 21 июня 1925 года улицы столицы украсили первые 15 машин. Плата за проезд составляла 50 копеек за версту, а почасовая – 4 рубля 50 копеек. Разумеется, такое удовольствие было по карману только обеспеченным людям.
До 1926 года услугами такси могли воспользоваться жители Москвы и Ленинграда, однако позже этот сервис стал доступным и в других городах. В 1934 году произошел "автомобильный бум", были выпущены первые отечественные легковые автомобили, это позволило увеличить количество таксопарков почти в 6 раз. Такси стало более доступным.
В послевоенное время на дорогах Москвы появились первые ГАЗ-М20 (всем известная "Победа"). А в 1948 году кузов "Победы" стала украшать шахматная доска и зеленый огонек, указывающий на то, что автомобиль свободен. Позже большая часть машин такси была представлена "двадцать первой" моделью "Волги". А вот "двадцать четвертые" колесили по дорогам столицы на протяжении 15 лет, после чего их вытеснили более новые ГАЗ-3102 и ГАЗ-24-10.
Интересно, что последнее время все более популярным становится велотакси, изобретенное в 1994 году в Германии. В России оно появилось относительно недавно, в 2006 году. А в 2008 году в небе Москвы появилось первое вертолетное такси.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников